А.С.Колесников: «Моя работа — это возможность дать наркозависимым шанс начать новую жизнь!»

ЗОЖ


Одним очень знойным июльским днем я отправилась в Областной наркологический диспансер — за интервью. Моим собеседником стал заместитель главного врача ГБУ РО «Наркологический диспансер» по медицинской части, врач психиатр-нарколог высшей квалификационной категории Александр Сергеевич Колесников. Именно к нему — к практикующему наркологу со статусом и стажем — я захотела обратить свой главный вопрос: «Есть ли жизнь после наркомании?», решив поучаствовать в областном конкурсе «СМИ против наркотиков».

— Добрый день, Александр Сергеевич! Для начала ответьте мне на мой первый, прикинусь, дилетантский вопрос: наркомания — это болезнь?

— Конечно, болезнь. Начинается все с психологических проблем, с попыток что-то там попробовать, еще являясь здоровым человеком, но на самом деле наркомания, как болезнь, развивается очень быстро и по законам, характерным для всех зависимостей. Наркомания — это настоящая болезнь!

— Хорошо. В смысле, ничего хорошего… Следующий вопрос, наверное за которым я и приехала к Вам: наркомания излечима? Победить ее, скажите честно, реально? Есть ли жизнь после наркомании?

— Скажу Вам как никогда честно: наркомания излечима! Победить ее можно, иначе моя работа была бы бессмысленна, как и существование самого нашего учреждения — наркологического диспансера. Наркоманию можно преодолеть, победить, войти в ремиссию — называем это мы и наши пациенты. И конечно, жизнь после наркомании есть! Полноценная, насыщенная радостями, счастливая! Большая часть наших пациентов переживает этот этап своей жизни, как страшный сон, могу сказать, да, переживает тяжело, потому что болезнь это тяжелая, болезнь хроническая, болезнь, которая наносит большой ущерб личности человека, но достичь глубокой ремиссии возможно!

— Помимо того, что сама наркозависимость — это уже диагноз, какие проблемы еще встречаются у пациентов?

— Проблем, на самом деле, очень и очень много. Конечно, проблемы с сопутствующими заболеваниями — ВИЧ-инфекция, гепатиты, туберкулез. А вообще можно рассматривать заболевание наркоманией как социальную катастрофу. У человека рушатся все сферы жизни! В его жизни почти всегда возникает криминал — учитывая стоимость наркотиков, добывать их без нарушения закона практически невозможно. То есть наши пациенты всегда имеют проблемы с законом. Помимо этого — социальные проблемы: крушение семей, психологические проблемы с родственниками — помимо зависимых у нас есть еще понятие «созависимые» — это члены их семей, которые либо потакают зависимости близкого человека, либо пытаются препятствовать ей. Поэтому только занимаясь и с зависимыми, и с созависимыми мы можем, выражаясь метафорой, помочь человеку причалить к твердому берегу…

— У вас есть медицинская статистика. Я знаю, что в ваших отчетных документах есть графа «ВЫЗДОРОВЕЛ». Какие цифры там фигурируют?

— Ну, например, в 2024 году 872 человека с диагнозом «Наркозависимость» было пролечено в областном наркологическом диспансере в наших стационарных отделениях, расположенных и в Ростове, и в области. При этом 20 процентов этих пациентов выздоровели — вошли в ремиссию. То есть каждый пятый достиг победы в борьбе с наркоманией, вернулся к полноценной жизни!

— Это круто!

— Это классно!

— А если мы будем говорить о сравнении статистических данных с другими регионами? На каком месте донской регион в стране? Пятерка, десятка, двадцатка?

— Я думаю, мы в десятке. Дело в том, что эта статистика, о которой Вы сказали, весьма условна, она отличается от года к году, в том числе, она отличается от способов оценки, но, по крайней мере, по показателю ремиссии в течение 2-3 лет мы находимся всегда в лидерах! В этом плане мы прогрессивны, у нас очень хорошая наркологическая служба в регионе!

— Сколько лет лично Вы, Александр Сергеевич, в наркологии? Почему именно наркологию Вы выбрали своей специализацией?

— В профессии я уже 22 года. Вся медицина интересна! Но что касается моего выбора, то я принял его как вызов — я хочу помогать людям, которым очень сложно, но можно помочь! Моя работа — это возможность дать наркозависимым шанс начать новую жизнь! Это основная цель — дать человеку, который тяжело заболел, вернуться к нормальной жизни! Наша задача — чтобы человек перенес эту болезнь, как и все остальные, как этап своей жизни. Грамотный лор-врач вылечивает гайморит, грамотный врач-нарколог вылечивает наркозависимость. У меня очень интересная работа, здесь не заскучаешь, эмоционально не выгоришь! Но здесь, конечно, нужно сказать, что излечение от наркомании — это тройственный союз: грамотный специалист, который назначит необходимое обследование и лечение; затем очень важна мотивация самого пациента; и, конечно, поддержка родственников, близких людей. Это три слагаемых победы болезни, о которой Вы спрашивали меня в начале нашего интервью.

— Давайте еще поговорим о пациентах, которые захотели и смогли использовать шанс, который ему дает врач-нарколог… Вы как-то отслеживаете судьбу бывших своих пациентов?

— Хотя закон этого не требует, и мы свято соблюдаем тайну обращения к врачу-наркологу, тем не менее, по инициативе самих пациентов мы поддерживаем длительную, многолетнюю связь. Я, например, горжусь одним своим пациентом, который попал ко мне в 2004 году и уже в течение 20 лет ничего не употребляет! Есть пример пациента, который в 2005 году пролечился по поводу опийной наркомании и до сих пор в ремиссии. Уже после лечения в областном наркологическом диспансере он создал семью, у него появились жена, двое замечательных детей, работа, у него все наладилось, несмотря даже на две судимости, которые он получил в период наркозависимости. Он преодолел социальную катастрофу, о которой мы с Вами говорили, успешно, как этап своей жизни! Дай Бог ему здоровья! Причем, это человек с огромной силой духа — он смог справиться с зависимостью без психотерапевтического воздействия. Он смог поставить жирную точку — он настоящий боец. И то, что есть такие люди, лично в меня вселяет оптимизм. И лишний раз я понимаю, что моя непростая, тяжелая работа — она не зря!

— Отлично! Тогда что бы Вы лично, Александр Сергеевич, сказали сейчас наркозависимым, их близким, которые не хотят, боятся или просто не считают нужным обратиться к вам в областной наркологический диспансер за помощью?

— Обращение к нам возможно анонимно. Мы лечим всех. Часто обыватель считает нас карательной службой. Путь к выздоровлению начинается у нас в стационаре. Затем это амбулаторное наблюдение, психологическая помощь, реабилитация. У человека должна быть возможность обратиться к специалисту, когда у него есть вероятность срыва. В этом мы и помогаем — наркологи, психологи, психиатры. Очень важно, чтоб рядом был грамотный специалист, у которого все структурировано, который обладает необходимыми знаниями, необходимым опытом. Советы наркозависимому не нужны — ему нужна реальная помощь специалиста, с ним нужно быть рядом, кроме этого, его нужно понять, ему нужно сопереживать. И поверьте, в наркологической службе Ростовской области достаточно грамотных специалистов и отзывчивых людей одновременно, способных помочь нашим пациентам преодолеть наркозависимость и победить наркоманию! Мы заинтересованы, чтоб зависимых стало меньше. Наша задача не лечить, наша задача — вылечить!

— Спасибо огромное, Александр Сергеевич, за то, что Вы уделили мне время в своем столь плотном графике. Очень надеюсь, что наше с Вами интервью будет полезным какому-то конкретному человеку — возможно, его прочитает зависимый или созависимый человек… Успехов Вам в Вашем тяжелом, но таком нужном труде!

Беседовала Ольга Терещенко

Подписывайся на нас в соцсетях.
Новости Зерноградского района и актуальные события нашего города.TelegramОдноклассникиVK

Оцените статью
Донской маяк