Эксперт объяснил, почему провалы на выборах политики часто списывают на избиркомы
В выборах Госдумы, которые состоятся 17–19 сентября, в Ростовской области участвуют 14 партий и почти полторы сотни кандидатов в семи одномандатных округах и по партийным спискам. По мнению политолога Дмитрия Абросимова, кампания в регионе высококонкурентна.
– В этой избирательной кампании участвуют всего 7 из 13 действующих депутатов Госдумы от Ростовской области, и только четверо из них борются за победу в округах. В выборах участвует много новичков. Это обостряет конкуренцию?
– Безусловно, новые люди всегда привносят что-то неожиданное, труднопрогнозируемое. К тому же сейчас баллотируется много региональных и муниципальных депутатов, которые хорошо знают проблемы своих территорий, достаточно там известны.
– Острота конкуренции зависит от количества претендентов?
– Нет, в большей степени она зависит от достоинств и возможностей конкретных кандидатов. К примеру, среди донских округов самое большое количество претендентов – по 10 человек – зарегистрировано в 150-м Нижнедонском и 151-м Таганрогском округах.
Но Нижнедонской – один из самых конкурентных не только из-за количества претендентов. Здесь оспаривают первенство сразу два действующих депутата Госдумы – Антон Гетта от «Единой России» и Михаил Емельянов от «Справедливой России». С ними конкурируют еще депутаты Заксобрания: от Партии роста Дмитрий Величко. И, думаю, нынешний приезд российского бизнес-омбудсмена и лидера этой партии Бориса Титова может укрепить позиции этого кандидата. И лидер фракции ЛДПР в Заксобрании Евгений Федяев.
В Таганрогском округе объективно самый известный кандидат Сергей Бурлаков – член Общественной палаты РФ, чемпион-паралимпиец. Против него выступает один из лидеров донских коммунистов Евгений Бессонов. Итог их противостояния открыт.
На мой взгляд, один из наиболее конкурентных округов – 152-й Южный, там много статусных, достаточно широко известных кандидатов: бывший глава администрации Ростова Виталий Кушнарев («Единая Россия»), депутат Заксобрания от «Справедливой России» Борис Вальтер, участвующий в выборах от партии «Новые люди» правозащитник и бизнесмен Александр Хуруджи. Не стоит забывать про коммуниста Андрея Кутырева.
По одиночке они, возможно, проигрывают в известности и ресурсах, к примеру, Виталию Кушнареву. Но важно то, как они будут себя позиционировать.
– Но есть округа, где широко известен только один кандидат. Он безусловный фаворит?
– Если вы говорите о 153-м Белокалитвинском округе, то, безусловно, Николай Гончаров яркий представитель сельских избирателей, агропроизводителей. Но на территории округа есть два достаточно крупных города – Каменск и Белая Калитва. В Каменске, к примеру, весьма силен представитель «Справедливой России» Денис Чеботарев.
В 155-м Волгодонском округе, с одной стороны, сильным кандидатом считается Виктор Дерябкин, действующий депутат Госдумы. Но один из наиболее сильных его противников – Алексей Мисан из КПРФ, депутат Волгодонской думы, а Дмитрий Евсеев от «Справедливой России» – депутат из Цимлянского района. Здесь многое будет зависеть от того, как они будут работать на «неподконтрольных» территориях, например, в сельских районах.
– В выборах участвует 10 непарламентских партий. Как вы оцениваете их шансы?
– Если такая партия набирает 5%, она проходит в Госдуму, а если всего 3%, то получает право выдвигать своих кандидатов на выборы всех уровней без сбора подписей и государственное финансирование своей деятельности. Многие партии борются именно за эти возможности.
– Кому-то из них, на ваш взгляд, удастся преодолеть 5-процентный барьер?
– В настоящий момент усиливается кампания партии «Новые люди». Удастся ли им получить такой результат, пока сложно сказать. Они работают в основном в крупных городах – в Ростове, Таганроге, а на селе почти незаметны. На мой взгляд, если будет пятая партия в Думе, то это будут «Новые люди».
– Социологи отмечают, что «Единая Россия» и в этот раз может претендовать на большинство голосов. За ней расположатся КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия». Это справедливое утверждение и для Ростовской области?
– Если рассматривать ситуацию в одномандатных округах, то, без сомнения, наиболее сильные, узнаваемые, состоявшиеся кандидаты – у «Единой России».
Вопрос в том, сколько партии получат по спискам. К примеру, по расчетам Фонда «Общественное мнение», «Единая Россия» может получить 119 мандатов по партийным спискам, то есть больше половины списочной части из 225 депутатов. Оставшиеся депутатские места распределят между собой другие партии.
Они, к сожалению, в одномандатных округах не смогли найти по-настоящему сильных кандидатов. К примеру, у КПРФ в области только один такой сильный кандидат – Евгений Бессонов. В остальных шести округах в выборах участвуют локально известные люди от этой партии.
У «Справедливой России» два сильных кандидата – Михаил Емельянов и лидер фракции в Законодательном Собрании Сергей Косинов. Эта партия, думаю, может выступить благодаря этому даже чуть лучше, чем в среднем по России.
В списке ЛДПР, откровенно говоря, жителям области не за кого голосовать. Их список объединил Ростовскую область с Краснодарским краем. Но реально сильных кандидатов у них нет.
– Сейчас много разговоров о том, что многодневное голосование и затрудненное видеонаблюдение за ходом голосования могут осложнить общественный контроль.
– Партии всегда пытаются скрыть провалы в своей работе происками ЦИК и местных избиркомов. К примеру, в Волгодонском округе Алексей Мисан практически не ведет кампанию в Орловском, Мартыновском, других сельских районах округа.
Сергей Косинов ведет кампанию в Таганроге, проводит встречи, а Евгений Бессонов пока даже не появляется в городе. Потом это бездействие будет прикрываться разговорами о подтасовках. Легко говорить, что кто-то что-то сфальсифицировал, если кандидат или его партия ничего не делали во время кампании.
Что касается видеонаблюдения, то все кандидаты и партии получат пароли доступа для ведения видеонаблюдения без ограничений. Трансляция будет идти без перерывов, круглосуточно.
На участках будут присутствовать несколько тысяч партийных и общественных наблюдателей, которые будут следить за ходом голосования.
– Как вы оцениваете сокращение количества иностранных наблюдателей на думских выборах?
– Жаль, что наблюдатели из ОБСЕ не приедут. Они не только всегда высоко оценивали наши выборные процедуры, но и выявляли много недочетов. Но, думаю, их отказ от приезда в Россию в этот раз отчасти объясняется тем, что оппозиционные партии сегодня все еще не могут составить реальной конкуренции «Единой России». И наблюдатели не очень хотят признавать, что выборы прошли честно, хоть «Единая Россия» и снова победила.
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.