ЕСЛИ БЫТЬ, ТО БЫТЬ ПЕРВЫМ!
К 60-летию полёта в космос Юрия Алексеевича Гагарина
В космической ракете
С названием «Восток»
Он первым на планете
Подняться к звёздам смог.
В.Степанов.
«12 апреля 1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль-спутник «Восток» с человеком на борту. Пилотом-космонавтом космического корабля-спутника «Восток» является гражданин Союза Советских Социалистических Республик лётчик майор Гагарин Юрий Алексеевич».
Это сообщение ТАСС разлетелось по странам всего мира. Не было, пожалуй, ни одного города, ни одной улицы, ни одного дома, в которых бы не услышали эту новость. Сегодня об этом полёте Юрия Гагарина известно, казалось бы всё: написаны тысячи книг, сняты сотни фильмов. Его биография расписана едва ли не по минутам – от рождения до трагической гибели в авиакатастрофе во время тренировочного полёта. Однако многим ли известно, что Ю.Гагарин несколько раз был в шаге от катастрофы в космосе?
Начнём с того, что до полёта Ю.Гагарина произошло несколько крупных катастроф с тяжелейшими последствиями. Одна из ракет взорвалась в 1960 г. на стартовой площадке, что стоило жизни Главнокомандующему Ракетными войсками главному маршалу артиллерии М. Неделину и большой группе специалистов-ракетчиков. Завершились неудачей два из семи полётов непилотируемых кораблей «Восток». В первом случае спускаемый аппарат остался на орбите (май 1960 г.), во втором (в декабре 1960 г.) – сгорел на обратном пути вместе с подопытными собаками Мушкой и Пчёлкой. Правда, два последних полёта в 1961 г. (9 марта с собакой Чернушкой и 25 марта с собакой Звёздочкой) были успешными. По техническим критериям ракета считается надёжной, если подряд было не менее 8 успешных пусков. А здесь всего три удачных полёта из 7 попыток. Конечно, этого было явно мало. Но есть сведения, что американцы готовятся запустить человека в космос. Надо их опередить. Окончательное решение о полёте человека в космос было принято 3 апреля 1961 г. на заседании Президиума ЦК КПСС, которое вёл Н.Хрущёв.
О подготовке к полёту много было известно тем, кто этим занимался. О встрече Главного конструктора СССР С.П.Королёва с шестью кандидатами, отобранными для участия в космическом полёте. Тогда, за 9 месяцев до полёта С.Королёв показывал им разные типы космических кораблей, рассказывал об их устройстве, а в самом конце остановился у двухметрового серебристого шара. Это был «Восток». «Ну, кто хочет посидеть в кресле пилота?»,- спросил академик. Юрий Гагарин вызвался первым: «Разрешите?». Он снял ботинки и, оставшись в носках, по стремянке взобрался в кабину космического корабля. Жест молодого лётчика произвел впечатление на С.Королёва. Он шепнул заместителю: «Этот, пожалуй, и полетит первым». Знали о том, что в процессе подготовки выделились три лидера – Юрий Гагарин, Григорий Нелюбов и Герман Титов. И хотя последний был подготовлен лучше, считается, что Ю.Гагарин полетел первым из-за «благозвучного» имени и образцовой славянской внешности. Г.Титов и Г.Нелюбов были назначены дублёрами. Они провожали первого космонавта к стартовой площадке и были готовы полететь вместо него. Все трое заранее записали предполётные обращения к советскому народу. Специально для этого ездили в Дом радио за 9 дней до старта, ещё не зная, кого из них выбрали для миссии. Сфотографировались на Красной площади. Кроме того, сотрудники ТАСС заблаговременно записали три разных варианта сообщения о первом полёте человека в космос. Какое из них попадёт в эфир, зависело от исхода событий. Первый текст планировали опубликовать в случае гибели космонавта. Второй – если в процессе возникнет непредвиденная ситуация и потребуется экстренное приземление на чужой территории. Третий сообщал об успехе Советского Союза (этот вариант приведен в начале статьи). В итоге именно его и распространили по всему миру в 10 часов 13 минут по московскому времени. При подготовке известно было о том, что Ю.Гагарин весит на 2 кг больше, чем надо, и поэтому его может заменить Г.Титов. О том, что С.Королёв ни за что не будет пускать 13-го числа, хотя абсолютно не суеверен. О предсказании авторитетных учёных, что человек, оказавшись над Землёй, может сойти с ума. В это поверил даже С.Королёв. Чтобы «сумасшедший» космонавт не стал хаотично включать приборы, пульт управления заблокировали. Надо было из специальной сумки достать пакет, открыть сначала один конверт, затем другой. И только после этого увидеть цифру 25, которую и набрать на пульте, чтобы он включился. Ну какой безумец на это способен?! Об этой цифре знали несколько человек. Ведущий конструктор «Востока» О.Г. Ивановский провожал Ю.Гагарина в корабль, и когда он занял своё место, сказал ему, мол, там цифра 25 и показал на сумку с пакетом. Ю.Гагарин улыбается и отвечает: «Я знаю». Потом выяснилось, что о тайной цифре ему сообщил С.Короёв. Многое другое знали о подготовке к полёту.
Только никто точно не знал, что ждёт первого космонавта на орбите, несмотря на успешные запуски с животными. Многие члены Государственной комиссии были уверены: они выбирают смертника. К тому же, прибыв на стартовую площадку и «…выйдя из автобуса, Ю.Гагарин и его товарищи немного расчувствовались и начали обниматься и целоваться. Вместо пожелания счастливого пути некоторые прощались и даже плакали – пришлось почти силой вырывать космонавта из объятий провожающих», — вспоминал руководитель Центра подготовки космонавтов генерал-полковник Н.Каманин. И сам Ю.Гагарин отлично понимал, что ему предстоит опасное путешествие. Поэтому за два дня до старта он оставил прощальное послание для своей жены и двух дочерей. Его должны были передать семье в случае катастрофы. Это письмо Валентина Гагарина прочитала, но уже спустя годы – после гибели мужа в авиационной катастрофе 27 марта 1968 г. В нем Ю.Гагарин просит супругу позаботиться о дочерях, устроить свою личную жизнь и по возможности не забывать про его родителей. «Надеюсь, что это письмо ты никогда не увидишь, и мне будет стыдно перед самим собой за эту мимолётную слабость»,- написал Ю.Гагарин. Он убеждал жену не «убиваться с горя» в случае трагического исхода его полёта. «Ведь жизнь есть жизнь, и никто не гарантирован, что его завтра не задавит машина … В технику я верю полностью. Она подвести не должна. Но бывает ведь, что на ровном месте человек падает и ломает себе шею. Здесь тоже может что-нибудь случиться. Но сам я пока в это не верю», — писал Ю.Гагарин. «Но если что-то случится, ты должна знать всё до конца, — обращался Ю.Гагарин к жене. – Я пока жил честно, правдиво, с пользой для людей, хотя она была и небольшая. Когда-то, в детстве, прочитал слова В.П.Чкалова: «Если быть, то быть первым». Вот я и стараюсь им быть и буду до конца».
Да, неведомо было знать, что может случиться в космосе, а главное – что произошло в те 10 минут полёта из легендарных 108, которые пережил Ю.Гагарин и о которых не рассказывал, так как ему, офицеру, приказано было молчать. Те минуты полёта, когда нештатные ситуации различной сложности возникали одна за другой. Когда для Ю.Гагарина неожиданно грань между жизнью и смертью стёрлась. О некоторых ситуациях спустя годы рассказали родные и коллеги Ю.Гагарина, другие стали известны из рассекреченных документов. Впрочем, всё по порядку.
Ещё в день перед вывозом ракеты-носителя на стартовый стол при взвешивании Ю.Гагарина в скафандре с креслом обнаружился перевес в 14 кг. Тогда в срочном порядке в течение одной ночи были разработаны и проведены работы по облегчению космического корабля, которые, в частности, включали в себя обрезку кабелей. Вместе с кабелями, необходимыми для катапультируемых полётов, были обрезаны важные датчики давления и температуры, что впоследствии привело к ряду нештатных ситуаций во время полёта. (Почему-то сочли, что датчиков, находящихся внутри корабля, будет достаточно). За час до запуска космического корабля выяснилось, что люк с герметизирующейся крышкой закрыт не до конца – не сработал один из контактов.
Это было опасно, так как от его исправности зависел запуск таймера катапультирования при возвращении на Землю. Отменять полёт? Нежелательно. Могут обогнать американцы. И вот инженеры со скоростью современных механиков «Формулы-1» сняли более 30 гаек, подняли крышку, поправили нужный контакт и снова заперли люк. Ю.Гагарин знал, что что-то пошло не так, но вопросов задавать не стал. Старт космического корабля прошёл по плану, в 9 часов 7 минут. Он вышел на орбиту. При наборе скорости перегрузки возросли до 4 g, вес Ю.Гагарина при этом увеличился с 70 почти до 300 кг. По телеметрической системе получили информацию, что пульс участился с обычных 64 ударов в минуту до 150. Скорость на орбите достигла 28260 км/час. Впервые Ю.Гагарин испытал явление реальной невесомости. В процессе полёта Ю.Гагарин отвечал на вопросы специалистов Центра управления полётом, вёл бортовой журнал, поел, выпил воды, рассказывал о своих наблюдениях.
В стремлении максимально подстраховаться, конструкторы специально выбрали орбиту очень низкой, с таким расчётом, чтобы «Восток», задевая верхнюю атмосферу, постепенно замедляя скорость, вошёл в плотные слои и совершил баллистический спуск. Это на случай, если откажет тормозной двигатель. Таким образом, космический корабль должен был вернуться в течение 7-10 дней. Однако после старта стало ясно, что на этот аварийный вариант рассчитывать уже не приходится. Дело в том, что сигнал на отключение двигателя центрального блока опоздал на 0,5 секунды, за это время скорость корабля увеличилась на 22 м/сек. В результате траектория «Востока» в апогее (высшая точка орбиты) оказалась на 85 км выше расчётной (217 км). И при отказе тормозного двигателя спуск космического корабля на Землю с такой высоты произошёл бы только через 50 суток. Система жизнеобеспечения была рассчитана на 10 суток. Иными словами, при таком варианте у Ю.Гагарина не оставалось ни одного шанса на спасение. Но тормозная двигательная установка (ТДУ) сработала, как и положено, на 67-й минуте орбитального полёта, и «Восток» с Ю.Гагариным начал спуск. Однако ТДУ не выдала полный импульс из-за потери части топлива по причине неполного закрытия обратного клапана наддува бака горючего. Двигатель отключился по предельному времени работы (44 секунды), но орбитальную скорость «Востока» удалось снизить лишь на 132 м/сек. вместо расчетных 136 м/сек. Космический корабль пошёл на спуск по более пологой траектории. Была нарушена логика стабилизации корабля и его раскрутило до значительной угловой скорости. «Скорость вращения была градусов около 30 в секунду, не меньше. Получился «кордебалет» — голова-ноги, голова-ноги с очень большой скоростью вращения. Всё кружилось. То вижу Африку, то горизонт, то небо. Только успевал закрываться от Солнца, чтобы свет не падал в глаза. Я поставил ноги к иллюминатору, но не закрывал шторки. Мне было интересно самому, что происходит. Разделения нет»,- писал потом в техническом отчёте Ю.Гагарин. И далее: «Разделение должно произойти через 10-12 сек. после выключения ТДУ. Прошло минуты две, а разделения нет. Разделение должно быть в 10 час 25 мин 57 сек, а произошло в 10 час 35 мин». Не было разделения потому, что при неполной выдаче тормозного импульса оно блокировалось системой управления: разделение допустимо, когда есть гарантия скорого входа в атмосферу. Если же есть риск остаться на орбите, отделять приборный отсек с его мощными аккумуляторами и системой ориентации равносильно гибели. Поэтому спускаемый аппарат с космонавтом входил в атмосферу в связке с приборным отсеком. Как потом выяснили специалисты, Ю.Гагарину крупно везло. Лишь через 10 минут после торможения на высоте около 110 км температура поверхности корабля нагрелась до 150 градусов от трения об атмосферу, кабели сгорели, модули разделились, угроза катастрофы миновала. Спускаемый аппарат начал самостоятельный спуск. Иллюминатор «Взор» был закрыт шторкой. Но вот по краям этой шторки появляется ярко-багровый свет. Это означало, что корабль вошёл в плотные слои атмосферы. Его наружная оболочка быстро накалилась и Ю.Гагарин увидел жутковатый багровый отсвет пламени, бушующего вокруг корабля. Он не подозревал о том, что будет происходить с кораблём при входе в плотные слои атмосферы. Наверное, никто не знал, иначе его бы предупредили. И когда он увидел в иллюминаторе пылающий корпус капсулы «Востока», в Центре управления полётами из динамиков донеслось тревожное послание: «Я горю! Прощайте, товарищи!». Сегодня космонавты знают, что это обычный процесс. Возросли перегрузки. «Был такой момент, примерно 2-3 секунды, когда у меня начали расплываться показания на приборах. В глазах начало немного сереть», — вспоминал Ю.Гагарин. Потеря фокуса зрения и потемнение в глазах явный признак того, что дело идёт к потере сознания. Обычно такое происходит при 10-12 кратных перегрузках. Ю.Гагарин смог выдержать и это испытание. Примерно через 108 минут после старта с Байконура в 10 часов 55 минут 34 секунды Ю.Гагарин вернулся на родную Землю. Это было вспаханное поле колхоза «Ленинский путь» вблизи д.Терновка, юго-западнее г.Энгельса, в 23 км от Саратова. Среди сотен тысяч фотографий Юрия Алексеевича есть одна, сделанная через один час после приземления. Из неё видно, что пережил человек, ощутивший себя на лезвии жизни и смерти.
Прилетев 14 апреля во Внуково, Ю.Гагарин прямо от самолёта направился к трибуне и доложил Первому секретарю ЦК КПСС, Председателю Совета Министров СССР Н.С.Хрущёву о выполнении задания партии и правительства. Вечером был торжественный приём в Кремле, на котором Юрию Алексеевичу вручили Золотую Звезду Героя Советского Союза, орден Ленина и знак «лётчик-космонавт СССР».
Ю.Гагарин стал своим для всех людей мира. А эмигрировавшие после революции в Америку князья Гагарины решили приобщить его к своему княжескому роду, сделав об этом заявление в печати. На первой же пресс-конференции Юрий Алексеевич решительно отклонил эту версию. Здесь же американский корреспондент журнала «Фейт» Эдвардс пытался выяснить тот же вопрос у советских коллег: «Чёрт бы вас, русских, побрал! Я могу допустить, что вы точно рассчитали свой космический корабль и космическую ракету. Но как вы смогли точно рассчитать человека? Как рассчитали своего несравненного Колумба Вселенной?». И он принялся перечислять, артистично загибая на руках пальцы, достоинства первого космонавта планеты: «Красив. Умён. Мил. Обаятелен. Образован. Спортсмен. Лётчик. Храбрец. Известная в Америке княжеская фамилия и… классическая красная биография! Как вам удалось добыть такого уникума, как Гагарин?». Человечеству удивительно повезло, что первым для полёта в космос был выбран именно Юрий Гагарин! Он выдержал то, что немногие способны были пережить. Юрий Алексеевич Гагарин в истории цивилизации навсегда остаётся «ПЕРВЫМ». О многих забудут, о нём НИКОГДА.
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.