Меню
16+

Сетевое издание GAZETA-DM.COM

10.12.2021 09:55 Пятница
Категории (2):
Тег:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

ИНЖЕНЕР, ИЗОБРЕТАТЕЛЬ, ИСПЫТАТЕЛЬ

Автор: В. КОНЮХОВ
, гв. полковник в отставке

Могуча Россия на все времена -

И в прежние годы и ныне.

Героями наша Отчизна сильна,

Отечество славится ими.

Так уж повелось в нашей стране, что ракетчиков ордена и медали обычно обходят стороной. Всё-таки самые «мирные» войска. Но если, не приведи Господь, им всё же придётся повернуть тот самый ключ, то и награждать-то будет поздно. А чтобы быть возле этого пускового ключа, они спускаются в подземелье, пропадая для семьи почти на неделю. Там, на командном пункте, они отрабатывают разные ситуации и задачи. Это и есть боевое дежурство. А про вооруженцев, конструкторов, разработчиков ракет вспоминают в основном при авариях. Редко говорят об их работе: этих совещаниях, согласованиях, спорах, поиске технических решений, удачах и неудачах при испытаниях. Опять совещания, согласования, испытания в конструкторских бюро, на заводах, полигонах, преодоление стрессовых ситуаций во время испытаний. Поиск решений очередных проблем. Разработать и создать ракетный комплекс, это не то же что собрать детский конструктор. Особенно в смутное постперестроечное время. Я хочу рассказать об одном из ракетчиков, одном из «самых-самых». О том, кто непосредственно участвовал в создании новых боевых комплексов ракетного щита страны. О первом и единственном вооруженце РВСН, награждённом медалью Золотая Звезда Героя Российской Федерации. Это генерал-лейтенант Владимир Иванович Болысов.

Родился Владимир 5 сентября 1937 г. в Ленинграде. Детство его было омрачено войной и прошло в блокадном городе. Он на всю жизнь запомнил тяжёлые эпизоды того периода, иногда стрессовые, которых было немало. Память его стала цепкой, да и взрослел он быстро, как и многие его сверстники. Окончил среднюю школу. В 1955 г. поступил в Ленинградскую Краснознамённую Военно-Воздушную инженерную академию имени А.Ф. Можайского. Окончил её в 1960 г. и мечтал летать бортинженером на стратегическом бомбардировщике. Но … создавались Ракетные войска стратегического назначения (РВСН) и лейтенант Болысов был назначен начальником двигательного отделения стартовой батареи 402-го гвардейского Дновского Краснознамённого ордена Кутузова ракетного полка 32-й ракетной дивизии (г. Поставы Витебская обл. Белорусская ССР) 50-й ракетной армии. Полк размещался в небольшом населённом пункте Ветрино Полоцкого района. Пытаясь воплотить свою мечту в жизнь, В. Болысов подавал рапорты о направлении в Военно-Воздушные силы, но они где-то терялись. Такая судьба была у многих авиаторов, моряков, артиллеристов и т.д. Создавался ракетный щит Родины и нужны были грамотные специалисты. В. Болысов продолжил службу в ракетном полку, успешно продвигаясь по служебной лестнице. В 1961 г. он начальник отделения технической батареи, в 1963 г. – начальник отделения – инженер батареи регламентных работ и хранения боезапаса. В 1964 г. закончилась его служба в ракетном полку и началась в военных представительствах Министерства обороны СССР. С этого времени он – младший военный представитель, военный представитель, старший военный представитель – руководитель военной приёмки, районный инженер военной приёмки. Теперь его место на предприятиях – разработчиках и изготовителях ракетной и ракетно-космической техники. Задача — проверка качества, результатов испытаний и приёмка этой техники. Кроме этого он активно участвует в её создании. Годы работы в военной приемке дали свои результаты. В. Болысов стал крупным специалистом в области проектирования и отработки систем и агрегатов ракетной и ракетно-космической техники. Он автор ряда изобретений и научных трудов в этой области, активный участник создания и испытаний нескольких боевых ракетных комплексов (БРК), впоследствии принятых на вооружение и поставленных на боевое дежурство в РВСН. В 1974 г. Владимир Иванович защитил диссертацию и стал кандидатом технических наук. В 1976 г. награждён орденом Трудового Красного Знамени.

В 1986 г. В. Болысов опять в ракетных войсках. Он заместитель начальника управления научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок Главного штаба РВСН, а с 1987 г. – начальник этого управления. Затем он последовательно занимает должности: с 1991 г. — первого заместителя начальника Главного управления ракетного вооружения (ГУРВО), с 1993 г. – начальник Главного управления заказов и поставок ракетного вооружения, с 1995 г. – начальник ГУРВО. Вот почему его называли вооруженцем, это главное в его службе. В 1992 г. ему присвоено звание «Заслуженный машиностроитель Российской Федерации». 19 апреля 1993 г. – присвоено воинское звание гвардии генерал-лейтенант.

Это были успешные годы продвижения по служебной лестнице. Но эти годы были и самые трудные в его службе. То, что произошло в 1990-е годы, — это обвал. Не стало военно-промышленной комиссии при правительстве, не стало оборонных министерств. Вместе с ними исчезло проведение единой государственной политики в «оборонке». Утрачивались технологии. Развалилась кооперация боевого ракетостроения. Она формировалась десятилетиями и вдруг в один момент её предприятия оказались в разных государствах. Только на Украине осталась треть разработчиков и изготовителей. Чего стоит только Днепропетровское КБ «Южное». А как сбросить со счетов харьковские, киевские и другие предприятия, таких специалистов как Михаил Галась, Станислав Конюхов, Никита Цуркан, Станислав Ус, Юрий Алексеев? Всё вмиг приходит в упадок. Предприятия нищают, специалисты разбегаются в поисках оплачиваемой работы, чтобы прокормить семью. Многие учёные торговали на рынках заграничным ширпотребом, занимались частным извозом. Да и так называемые демократы того времени на разные лады вещали, что, мол, угрозы нет и быть не может. За рубежом – одни друзья, нам никто не собирается угрожать. А военно-политическое давление при решении спорных международных вопросов – пережиток «холодной войны». Находились и такие, кто предлагал «оптимизировать» РВСН до трёх-четырёх ракетных дивизий. Было решение Президента России Б. Ельцина о сокращении РВСН, планировалось к 2000 г. уменьшить количество ракет на 60 %, а из 80 тысяч ракетчиков 60 тысяч уволить. И зто лучших, высококлассных специалистов в мире. Ядерный щит России спас генеральный конструктор Московского института теплотехники Ю.С. Соломонов, заявив в телеэфире, что разработка «Тополь-М» под угрозой срыва. А потом убедил начальника Генштаба в том, что ядерные силы являются гарантом безопасности страны и что исключение из перечня работ комплекса подвижного грунтового базирования – роковая ошибка. А времена были трудные, в стране не было денег. «Экспертные» заключения прозападных экономистов усыпляли бдительность общественности и настраивали её против людей в погонах. Необъективные, пристрастные журналисты подливали масла в огонь: мол, армия жирует, давайте возьмём у неё деньги, тогда-то и заживём. Я помню то время, когда офицерам месяцами не платили, когда их официально освобождали от службы в определённые дни, чтоб они сами зарабатывали себе кто как может. Время, когда в электричке с офицера снимали головной убор и за секунды до закрытия дверей выбрасывали на перрон. Стало просто опасно появляться на улице в военной форме. Несладко приходилось военным, кто-то разгружал вагоны, а кто-то снимал погоны.

И в это тяжёлое время, время «чудовищных» перемен необходимо было срочно принимать радикальные решения, чтобы не потерять безвозвратно ракетные технологии. Медлить было нельзя. Требовались срочные решения. Главнокомандующий РВСН генерал армии Ю.П. Максимов поставил задачу ГУРВО РВ, где В. Болысов был тогда заместителем начальника, в кратчайший срок совместно с Гособоронпромом, другими ведомствами подготовить ракетную корпорацию и её силами создать унифицированную ракету, способную базироваться в шахтном и подвижном варианте. Вопрос о создании такого ракетного комплекса с качественно новыми характеристиками прорабатывался ещё в Советском Союзе. Теперь надо было возглавить формирование тактико-технических требований к новому ракетному комплексу. Речь шла о существенной модернизации «Тополя». Именно благодаря этому проекту удалось вернуть в конструкторские бюро и на заводы специалистов и удержать тех, кто собирался увольняться. Московскому институту теплотехники в тесном взаимодействии с военными удалось в короткий срок создать чисто российскую кооперацию предприятий по разработке и производству боевых ракетных комплексов. Но денег катастрофически не хватало. Прежний опыт разработки был недостаточным. К тому же ракета должна использоваться как в шахтах, так и в мобильных ракетоносцах. Указом Президента Российской Федерации от февраля 1993 г. создание такой ракеты было поручено Московскому институту теплотехники. Несмотря на все сложности, удалось существенно улучшить характеристики создаваемой модернизированной ракеты. Продолжение разработки комплекса в значительной степени зависело от успеха или неудачи при первом пуске ракеты. В той внутриполитической и экономической ситуации в России при неудаче проект могли и закрыть, В. Болысов лично руководил и участвовал в подготовке и проведении первого этапа государственных лётных испытаний комплекса «Тополь-М». Как никогда он волновался, понимая – первый пуск должен был быть в «десятку». Поэтому всё дорабатывали до мелочей. За несколько минут до старта новый Главнокомандующий РВСН генерал-полковник И.Д. Сергеев обратился к Болысову: «Владимир Иванович, есть ли где-нибудь слабина в отработке? Ты ни в чем не сомневаешься?». Он ответил: «Товарищ Главнокомандующий, несмотря на все сложности, в которых проводилась наземная отработка ракеты, сомнений нет». Это было 20 декабря 1994 г. Пуск был успешным. Но сложнее всего тогда было 25-минутное ожидание уже после старта. Когда все стояли, почти не дыша. Пока не позвонили с Камчатского полуострова (полигон Кура): «Получена квитанция прибытия объекта». Это означало, что головная часть (боевой блок) попала в цель. Несмотря на то, что слова прозвучали буднично, тут же начинается эйфория: обычно сдержанные люди кричат от радости, обнимаются. Так снимается напряжение, предшествовавшее пуску ракеты. И хотя в биографии В. Болысова более 100 испытательных пусков стратегических ракет, непосредственное участие в создании и модернизации более 20 типов боевых ракетных комплексов, именно участие в создании «Тополя-М» и его испытании он считал главным. Этот боевой ракетный комплекс стал базовым в группировке РВСН. Указом Президента Российской Федерации от 14 октября 1997 г. за внедрение и освоение новой ракетной техники в войсках генерал-лейтенанту Владимиру Ивановичу Болысову присвоено звание Героя Российской Федерации.

В 1998 г. генерал-лейтенант В.И. Болысов вышел в запас. Но в его знаниях и опыте по-прежнему нуждалась страна. С этого же года он работал заместителем генерального директора ОАО «Ижевский мотозавод «Аксион-холдинг». Внёс существенный вклад в организацию серийного изготовления аппаратуры боевого управления ракетных комплексов РВСН, бортовой аппаратуры оперативно-тактического комплекса «Искандер», управляемых снарядов «Краснополь», «Китолов», «Вихрь», крылатых ракет «Яхонт» и «Брамос». В 2007 г. В. Болысову было присвоено звание «Заслуженный работник промышленности Удмуртской Республики».

На какой бы должности ни находился Владимир Иванович его всегда отличало исключительное трудолюбие, глубокая компетентность, целеустремлённость, душевная теплота в отношениях с людьми, что вызывало уважение к нему у всех, с кем ему приходилось встречаться по долгу службы.

Умер Владимир Иванович совсем недавно, 10 ноября 2021 года. Похоронен на Федеральном военном мемориале «Пантеон защитников Отечества», Мытищи. И как памятники ему стоят на боевом дежурстве 60 ракет «Тополь-М» шахтного базирования (60-я ракетная дивизия, г. Татищево, Саратовская обл.) и 18 ракет подвижного базирования (54-я ракетная дивизия г. Тейково, Ивановская обл.). Светлая память Герою России Владимиру Болысову.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

79