Меню
16+

Сетевое издание GAZETA-DM.COM

29.08.2019 11:26 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 35 от 30.08.2019 г.

МЕДИЦИНСКОЙ СЛУЖБЕ ЗЕРНОГРАДСКОГО РАЙОНА - 95 ЛЕТ

Автор: В.Зайдинер, С. Ковынева.
Профессор, доктор исторических наук. Член Петровской академии наук и искусств, краевед.

«У войны не женское лицо».

Но женщины и на войне оставались женщинами. На одной из фотографий, помеченных на газетной странице, запечатлена Александра Кузьминична Булочкина (снимок сделан после Победы, в первые дни мая). Александра Кузьминична — медицинская сестра 5-го гвардейского Донского Казачьего кавалерийского корпуса, «прошагали с ним пол-Европы, пол-Земли» — от Северного Кавказа до Вены и, несмотря на нечеловеческие условия быта, сохранила две роскошные косы. Сохранить косы на войне — это тоже своего рода подвиг. Кстати, косы отблагодарили свою хозяйку. Они сберегли ей жизнь, когда в один из дней бойцы обратили внимание на то, что нет рядом с ними любимой всеми медсестры Шурочки... Обнаружили её в засыпанном окопе по кончику косы, торчавшему из земли. Откопали, спасли, хорошо, что успели.

А сколько медицинских работников трудились в госпиталях! Виктор Васильевич Коптев высоко ценил труд медсестёр на войне. Сошлёмся на его воспоминания: «Не могу не вспомнить о первых помощниках хирурга — медицинских сёстрах. Откуда брали силу эти женщины? Мы, мужчины, порою едва держались на ногах от нечеловеческого напряжения. Посмотришь на неё — маленькая, худенькая. Кажется, вот-вот упадёт. Не выдержишь: «Сестра, отправляйтесь отдыхать». Только сердито сверкнёт в ответ глазами. И снова: лёгкие движения умелых рук, предугадывающих каждое требование хирурга.

И вот ведь что поражало! Когда мы, врачи, отправлялись — таки на короткий отдых, эти мужественные женщины находили в себе силы идти к раненым. Вот уж кто истинные герои — медсёстры времён Великой Отечественной войны!».

Подвиги совершали не только на фронте, но и на временно оккупированной врагом территории. Было это в середине января 1943 года. Неудачно сброшенный наш десант попал в руки фашистов. Обмороженных, раненых воинов гнали через Зерноград. Тех, кто держался на ногах — в лагерь для военнопленных, расположенный в районе старого военведа. Тех, кто не мог уже идти, бросили в одном из помещений Нимиса (сегодня — Северо-Кавказский научно-исследовательский институт механизации и электрификации сельского хозяйства) на холодном полу без воды и еды, и сами, мол, дойдут. Об этом узнали жители города. Молоденькие девушки Клава Сухова и Аня Николаева прибежали к Серафиме Михайловне Маяцкой, работавшей тогда в регистратуре поликлиники. Вместе с ней обратились к фельдшеру Г.П.Арефину. В больнице была лошадь. Григорий Петрович достал повозку. Подключилась врач Надежда Сергеевна Никольская. Среди бела дня под носом у немцев и полицаев (через дорогу в здании бывшей Селекционной станции располагалось полицейское управление) раненых стали грузить на повозку. На скопление людей обратил внимание стоявший у ворот немец и направился к ним с вопросом: «Was ist das?». Надежда Сергеевна храбро встретила подошедшего выяснить, что здесь происходит немца. Не снисходя до объяснения, с подчёркнуто старомодной вежливостью, повторяла: «Позвольте, позвольте» и отстранила немца рукой. Подумав, что если эта небольшого роста пожилая женщина так уверенно себя ведёт, у неё есть на это основание, тот отступил. Раненых перевезли в больницу и перевязали.

Кому надо, сделали операции, накормили. Когда управились, Надежда Сергеевна сказала: «Хватятся немцы, придут и всех расстреляют». Ночью жители на саночках развезли всех по домам. Выхаживали раненых Веритипорова, Кругловы, Убейкобылины, Хруль и другие. Те, кто остался жив, после войны приезжали, благодарили своих спасителей.

Когда изгнали врага, в городе развернули подвижные госпитали (стационарные начали свою работу только в марте-апреле 1943г.), условия работы были тяжелейшие, напряжение колоссальное. Раненые всё прибывали. Стали поступать и тифозные больные. Заразились несколько врачей, сестёр, санитарок. Когда заболела медсестра Ольга Кравцова (зерноградцы знают её как Ольгу Ивановну Спиридонову), Никольская прислала за ней подводу. Лежала Оля в своём госпитале, рядом с тем, кого лечила. К счастью, выжила. А самого родного человека Надежда Сергеевна, сохранив сотни жизней, не уберегла. Её дочь Валентина Викторовна — учительница литературы, ухаживая в госпитале за ранеными и больными, тоже заболела сыпным тифом. Совесть и долг врача не позволили Надежде Сергеевне ослабить внимание к своим больным, чтобы выходить собственную дочь. Прибежит, погладит по плечу, распорядится, как лечить, чем покормить и снова к своим больным. И как бы, извиняясь: «Раненый в хирургии умирает». Похоронили Валентину Викторовну на зерноградском кладбище. Нетрудно представить, что творилось в душе у матери... Но врач Никольская продолжала лечить. А после работы в больнице и подшефном госпитале Надежда Сергеевна совершала обход раненых, которых выхаживали на дому местные жители. Возвращаясь поздно ночью, забывалась коротким сном, а утром снова в больницу, в госпиталь – оперировать, перевязывать, лечить!

21 октября 1945 г. районная газента «Колхозная трибуна» поместила статью, в которой читаем: «Исполнилось 13 лет работы Надежды Сергеевны Никольской на посту врача Зернограда. Чутким, внимательным отношением к делу товарищ Никольская завоевала себе авторитет и славу. Её уважают, любят. Она сотням людей вернула жизнь. Несмотря на преклонный возраст, Надежда Сергеевна Никольская в годы Отечественной войны, помимо основной работы, подготовила для Красной Армии медицинских сестёр, работала в подшефном госпитале, находящемся в Зернограде, спасая жизни раненых».

Благодарные зерноградцы на заднии больницы установили мемориальную доску, посвящённую доктору Надежде Сергеевне Никольской.

Здравоохранению района немецко-фашистские оккупанты нанесли колоссальный ущерб. Больницы, поликлиники были либо сожжены, либо разрушены.

После изгнания врага из Зернограда, сёл и хуторов района началась целеустремлённая работа по восстановлению лечебной сети. В 1948 г. в Мечётинском районе уже функционировали 6 больниц (135 койко-мест), 6 амбулаторий, одна поликлиника, две детские и одна женская консультации, 5 фельдшерско-акушерских пунктов, три фельдшерских пункта, малярийная станция, четверо детских яслей с охватом 155 малышей. В первые послевоенные годы в районе работал 21 врач, в том числе: 7 терапевтов, 2 хирурга, акушер-гинеколог, педиатр, санитарный врач и 3 стоматолога. Среди 78 представителей среднего медицинского персонала числилось 15 фельдшеров, 14 акушерок, 41 медицинская сестра.

Сеть медицинских учреждений в районе продолжала расти. В 1952 г. в больницах района было уже 180 койко-мест. 1 ноября 1959 г. в ст.Мечётинской вошла в строй больница со всеми удобствами, оснащённая новым для того времени медицинским оборудованием на 75 койко-мест.

В послевоенные годы в медицинских учреждениях района врачами, фельдшерами, санитарами, водителями трудились многие участники Великой Отечественной войны. Среди них: Мария Савельевна Бабенко, Наталья Михайловна Балясникова, Анастасия Петровна Боровая, Александра Кузьминична Булочникова, Николай Фёдорович Бычков, Нина Мефодиевна Горяева, любовь Афанасьевна Кислицына, Иван Матвеевич Киреев, Емельян Григорьевич Колбасин, Виктор Васильевич и Дина Евгеньевна Коптевы, Полина Матвеевна Крамарь, Софья Фёдоровна Мясникова, Раиса Васильевна Папета, Любовь Павловна Полупанова, Владимир Павлович Сысенко, Зинаида Ивановна Швыдкова, Екатерина Митрофановна Шереметьева, Анна Георгиевна Янчина и многие другие.

Трудились также самоотверженно, как и воевали.

Как-то на одной из районных конференций медиков один из руководителей медобъединения отметил: «Учитесь работать у Михаила Семёновича. За пять лет ни одного случая детской смертности».

Поднялся невысокий пожилой мужчина со значком «Отличник здравоохранения» на пиджаке. Простое, доброе, типично русское лицо. Смущённо оглядел товарищей. Это был фельдшер Ново-Ивановского медицинского пункта Михаил Семёнович Шульгин, имя которого в январе 1970 г. было занесено в Книгу трудовой славы Зерноградского района. Активный участник Великой Отечественной войны. Воевал военфельдшером, командиром санитарного взвода одного из стрелковых полков. не раз младший лейтенант Шульгин был ранен и контужен, но свой полк не покидал. Два ордена «Красной Звезды», орден Славы, боевые медали – вехи славного мужественного пути военфельдшера Михаила Шульгина. После победоносного завершения Великой Отечественной войны вернулся фельдшером в родное село.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

64