Меню
16+

Сетевое издание GAZETA-DM.COM

16.08.2019 08:45 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

«ЮНЫЙ БОЕЦ АДЖИМУШКАЙСКИХ КАМЕНОЛОМЕН - КЕРЧЕНСКИЙ ГАВРОШ»

Автор: М.Золкина.

Мемориал в Аджимушкае внутри.

Я хочу рассказать вам, дорогие читатели ещё одну историю, которую поведала нам Наталья Владимировна, наш бессменный экскурсовод.

До наших дней дошёл рассказ одной женщины, из гражданских — Кузьменко Т.С., которую фашисты бросили в Керченскую тюрьму осенью 1942 года за оказание помощи советским военнопленным. Она выжила. В своих воспоминаниях эта женщина сообщает интересные сведения об одном юном бойце подземного гарнизона: «В Керченской тюрьме содержался мальчик. Ему было 12-13 лет, имени его никто не знал. Он был замкнут, недоверчив. Говорили, что он был схвачен в каменоломнях осенью 1942 года. Взрослые делились с ним своими скудными пайками. Я тоже стала украдкой передавать ему то пирожок, то лепёшку. Постепенно ребёнок оттаял и мне удалось с ним поговорить. В катакомбах он остался один. Когда туда спустились фашисты, он сумел спрятаться, сжавшись в комочек. А когда они ушли, он остался один на один с холодом, голодом, мраком и мертвецами. У него был коробок спичек и свечка. Днём он жался ближе к выходу, отыскивал корешки, сухой мох, а ночью тоже далеко заходить боялся и зажигал свечку. Вот по бликам свечи его и обнаружили немцы. Он угрюмо смотрел на всех и молчал. Фашисты подумали, что мальчик тронулся умом. Ведь такие переживания и не всякому взрослому под силу, а тут ребёнок. В действительности он молчал потому, что боялся выдать своих родителей. Бедный ребёнок не знал, что их уже нет в живых. Началось всё так: когда отступала наша армия, мальчик решил воевать. Увязался за солдатами, сказал, что родителей нет. Никто, конечно, не мог бросить осиротевшего ребёнка. Вошли в катакомбы и его взяли с собой. Он счёл себя военнообязанным и до конца был с военными. И как солдат Советской Армии, боясь погубить родителей, скрыл своё имя. Советским солдатом он считал себя серьёзно. Верил, что и все так считают. Что фашисты держат его в тюрьме, как солдата Красной Армии, не сдавшего подземного гарнизона. И погиб он как маленький советский солдат — Керченский Гаврош. В камере сидело 40 человек: женщины, мужчины, дети. В апреле 1943 года все обитатели этой камеры были расстреляны, в их числе — маленький стойкий солдат. Погиб он гордо, мужественно, как взрослый, не склонив головы, не уступив фашистам ни в чём».

После этого рассказа на душе стало ещё больнее. Слёзы из глаз катились, не переставая. Что чувствовали другие, моя дочь, сестра — я не знаю, но мне было плохо душевно. Рассказ этой женщины подтверждается архивными документами. В одном из актов чрезвычайной государственной комиссии говорится, что мальчик из каменоломен довольно долго содержался в камере Керченской тюрьмы, а затем был расстрелян. В документе есть его фамилия — Авалиев. Судя по фамилии мальчик был — крымчак (эта была очень небольшая этнографическая группа людей, язык которой относился к тюркской группе). Мы слушали и вникали в каждую фразу, произнесённую экскурсоводом. Чем дальше мы уходили в катакомбы, тем тяжелее было находиться среди тех, кто уже никогда не поднимется наверх. Каменоломни ещё полностью не исследованы, работа продолжается. В одной из штолен Аджимушкайских каменоломен в 1944 году в кармане истлевшей гимнастёрки была найдена записка, сложенная в партбилет: «К большевикам и ко всем народам Советского Союза! Я не большой важности человек. Я только коммунист-большевик и гражданин СССР. И, если я уже умер, так пусть помнят и никогда не забывают наши дети, братья, сёстры и родные, что эта смерть была борьбой за дело рабочих и крестьян. Война жестокая и ещё не кончилась. А всё-таки мы победим! 28 мая 1942 год». Ещё нам показали надпись на стене: «Всем! Всем! Всем! Всем народам Советского Союза! Мы, защитники обороны Керчи, задыхаемся от газа, умираем, но в плен не сдаёмся!»

«Боже, какие страшные слова. Они словно пронзают сердце», — подумала я.

Идём дальше. Благодаря стараниям крымских поисковиков мы увидели: не обнародованные ранее документы Крымского фронта; личные вещи защитников, найденные во время раскопок; водокап — восстановленный подземный колодец; спальные места. Спали люди на возвышающихся над полом широких каменных уступах. Многие гражданские принесли сюда с собой из домов тёплую одежду, одеяла и матрасы, которые издавна в тех краях набивались морскими водорослями. Чудесный материал с уникальными свойствами — не отсыревает даже при высокой влажности и всегда сухой. Там и сейчас лежат такие водоросли. Нам разрешили их потрогать, они прохладные и сухие на ощупь. Мы также увидели обломки радиостанции. Связь с поверхностью была сначала двухсторонней, затем после взрывов фашистов — она стала односторонней. То есть, поверхность слышали, а что происходило в подземелье — нет. Наверху не знали, что случилось с людьми в катакомбах.

Мемориал внутри катакомб

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

53