ИМ В ОТСТАВКУ ПОКА УХОДИТЬ ЕЩЁ РАНО!..
Некоторые историки относят и относили Турцию к невоюющим союзникам фашистской Германии во Второй мировой войне. Они полагают, что Турция была готова вступить в войну с Советским Союзом уже осенью 1942-го. У самого Иосифа Виссарионовича Сталина Турция, как ненадёжный политический партнёр, всегда вызывала ряд опасений...
На прошлой неделе мне довелось встретиться с очевидцем описанного — с Василием Назаровичем Дорошенко, охранявшим в рядах действующей Советской Армии рубежи нашей Родины на границе с Турцией во время Великой Отечественной войны — с января 1944-го по июнь 1945-го года. И потом ещё пять лет вплоть до 1950-го. Итак, знакомьтесь!
Василий Назарович Дорошенко родился пятого апреля 1926 года в хуторе Басовский, потом всем селом люди переехали в Косынковку Ленинского сельсовета. Позднее семья переехала уже в Гуляй-Борисовку. С тех самых пор, не считая семилетней службы в рядах Советской Армии, Василий Назарович жил и трудился «в этом прекрасном месте» — в хуторе Гуляй-Борисовка: сначала водителем в МТС (машинно-тракторная станция), потом шофёром и заведующим гаражом в колхозе имени Ленина.
Помимо заслуженной медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», Василий Назарович имеет и трудовые награды: орден Трудовой славы III степени (1976 год), орден Дружбы народов (1986 год), медаль к 100-летию В.И.Ленина. Является ветераном войны и труда.
На простой вопрос «Как дела?» Василий Назарович сегодня с улыбкой отвечает: «Как «за девяносто». В Борисовке из мужчин таких лет я один остался, общаться не с кем. А раньше жизнь хорошая, интересная была. И дома, и на работе...»
Военные годы вспоминает Василий Назарович неохотно. По окончании седьмого класса поступил в Ростовский автодорожный техникум, но учиться не довелось — призвали в Армию в неполные восемнадцать (в ноябре 1943-го), отправили в «учебку».
Весной 1944-го, когда достиг совершеннолетия, принял присягу и отправился служить в 127-й отдельный батальон. Служил сначала пулемётчиком, потом водителем. Турков видел. Да горы видел — такие, что дух от их красоты захватывало. На всю жизнь те пограничные горы в памяти остались... Большей частью в составе укрепрайона были огневые точки (доты и дзоты), но были и танковые соединения. Обращаю внимание на неразговорчивость Василия Назаровича — не привык он, по-видимому, языком болтать... Поведал только мне, что по туркам без Левитана можно было в ту войну фронтовые сводки предсказывать — как «зашевелились турки наши, задвигались к рубежам, к границе, силы подтягивая, войска подводя — значит дела у наших не совсем хорошо идут, где-то наших остановили. Как отошли, тихо стало — значит, наши одержали очередную победу на фронте!»
День Победы встретил там же, под Батуми, на погранзаставе: «Вот радости-то было! Со всех голов пилотки в небо полетели! Кричали громко и радостно, из оружия палили! Очень сильно радовались, так как война — это очень сильное моральное и физическое, напряжение для народа!»
Жену привёз оттуда же, из Батуми, — Ольга Никитична работала там на местной швейной фабрике. Было это в далёком 1950-м году, когда демобилизовался после службы в Армии. Прожили вместе шестьдесят один год. Двоих детей воспитали — сына Сергея и дочь Валентину, сейчас растут трое внуков и один правнук.
А вот машины свои в разговоре со мной Василий Назарович гораздо охотнее вспомнил: марки все, говорит, перепробовал. В армии служил на легковом автомобиле, после войны, в мирное время, предпочитал грузовые ГАЗы. ЗИСы по сей день считает «неповоротливыми». В народе слыл «дальнобойщиком»: поездки в Ростов за дорогу, за работу не считал, «Вот в Севастополь съездить, в Североморск, страну посмотреть — это да! То памятники, то стройки... Такие, что мимо не проедешь. Вообще я прожил очень интересную жизнь», — улыбаясь, делится воспоминаниями мой собеседник. Работал он до своих семидесяти лет.
Вспомнил в разговоре со мной очень добрым словом Зинченко Бориса Алексеевича — бывшего председателя колхоза имени Ленина, руководившего хозяйством более тридцати лет.
Вообще Василий Назарович и сегодня, в свои девяносто три, очень переживает за будущее страны в целом, родного колхоза. Что это? Присущее тому поколению неравнодушие? Личная черта характера?
Как бы то ни было, как хорошо, что живы нынче они — «ветераны, ветераны второй мировой»! Им в отставку пока уходить еще рано, не сдаются сердца, им не нужен покой. Не стареют душой, не стареют душой ветераны, ветераны второй мировой!
От себя и своих читателей скажу просто: не болейте, Василий Назарович!
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.