Меню
16+

Сетевое издание GAZETA-DM.COM

01.04.2021 11:18 Четверг
Категория:
Тег:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

ЧЁРНЫЙ ВТОРНИК ДЛЯ ВВС США УСТРОИЛИ СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ В НЕБЕ КОРЕИ

Автор: В. КОНЮХОВ
гв. полковник в отставке х. Революционный

Малоизвестные страницы истории Вооружённых Сил СССР

«Прикрой, атакую!» – всё будто вчера.

И память хранит все их лица.

А внизу Ялуцзян — голубая река

Извилистой лентой искрится.

М. Калмансон.

Это был четверг 12 апреля 1951 г., когда вылетевшие на бомбардировку корейского города Сингисю на реке Ялуцзян (в настоящее время Синыйчжу на р. Амноккан) бомбардировщики ВВС США понесли очень тяжёлые потери. Но давайте всё по порядку.

Корея... С 1910 до 1945 г. она была колонией Японии. Стихийные крестьянские восстания жестоко подавлялись японскими властями. 5 апреля 1945 г. СССР денонсировал Пакт о ненападении с Японией, а 8 августа в соответствии с соглашением, заключённым с США, объявил войну Японской империи. Советские войска вошли в Корею с севера, американские высадились с юга. 10 августа 1945 г. в связи с неизбежной капитуляцией Японии США и СССР договорились разделить Корею по 38-й параллели, предполагая, что японские войска к северу от неё сдадутся Красной Армии, а капитуляцию южных формирований примут США. Предполагалось, что такое разделение является временным. Однако в условиях начавшейся холодной войны СССР и США не смогли договориться о деталях этого воссоединения. Поэтому в 1947 г. ответственность за будущее Кореи приняла Организация Объединенных Наций (ООН). К 1949 г. советские и американские войска были выведены с территории Кореи. Правительства Северной и Южной Кореи стремились к объединению, но каждый видел единую Корею под своим руководством. Было ясно, что без применения силы не обойтись. Так и случилось. 25 июня 1950 г. северокорейские войска в предрассветные часы перешли границу. В этот же день корейский вопрос обсуждался в Совете Безопасности ООН. Принято решение оказать Южной Корее военную помощь. Кроме США в боевые действия вступили военные формирования 16 государств. Представитель СССР отказался участвовать в заседании и не смог воспользоваться правом вето. Война в Корее для СССР не была внезапной, он был готов к войне , но участвовать в ней не планировал, считая, что это может привести к новой мировой войне и возможно с применением ядерного оружия. Но 4 сентября 1950 г. над водами Жёлтого моря американскими истребителями «Корсар» c авианоcца «Вэлли Фордж» был сбит выполнявший воздушную разведку торпедоносец ВВС Тихоокеанского флота. Командир звена ст. лейтенант К.П. Карпаев и штурман экипажа лейтенант Г.В. Мишин стали первыми советскими жертвами той войны. Советский Союз не мог воевать против ООН, но «корейскому народу способны помочь «советские добровольцы». В октябре 1950 г. в истребительных авиаполках прошли собрания. На вопрос, кто готов поехать в Корею, вставал весь полк. Но отбирали в основном опытных лётчиков, прошедших войну с немцами. Из добровольцев был сформирован 64-й истребительный авиационный корпус в составе трёх истребительных авиационных дивизий (иад). Основным боевым самолётом корпуса был реактивный истребитель МиГ-15.

Основной задачей корпуса было прикрытие Супхунской ГЭС, мостов на реке Ялуцзян в пограничной зоне между Китаем и Кореей, а также экономических и военных объектов на территории КНДР, тыловых коммуникаций корейских и китайских войск. Помимо этого советские летчики участвовали в подготовке пилотов для ВВС КНР и КНДР. Участие СССР в войне являлось секретным, поэтому лётчикам было запрещено летать над Жёлтым морем, где господствовал американский флот, приближаться к линии фронта, чтобы врагу не удалось захватить в любом виде ни одного советского лётчика, если кого-то собьют.. Все самолёты имели опознавательные знаки армий Китая и Северной Кореи. Пилотам выдавались китайские документы и военная форма, они имели специальные псевдонимы (например Сутягин стал Суть Янь Гин, Синицын – Синь Инь Цин, Лисицын – Ли Си Цин и т.д.). Популярной тогда была песенка, которую напевали советские лётчики и техники после очередной победы Н.В.Сутягина (всего он сбил 22 реактивных самолёта противника):

На допросе только я спросил:

«Где ж пилот, который меня сбил?»

И ответил мне раскосый,

Кто командовал допросом:

«Сбил тебя наш лётчик Суть Янь Гин».

Каждому лётчику приказали вести радиосвязь по-корейски. Для этого им раздали бумажки, на которых были написаны команды на корейском языке русскими буквами. Лётчики пытались их заучить, но уже в первых боях, в горячке воздушных схваток вся эта конспирация закончилась. Не до того было, чтобы вспоминать чужую речь. Да и разведка США знала, кто летает в корейском небе.

Уже первые бои показали, что реактивные самолёты США значительно уступают советским МиГ-15. Это касается и скорости, и вооружения. Значительно лучше были новые на тот момент истребители F-86 (Сабля). Но и им наши самолёты ничем не уступали. У МиГ-15 были две пушки калибра 23 мм и одна калибра 37 мм с прицельной дальностью 800 метров. На вооружении у F-86 стояло 6 пулемётов, дальность стрельбы у них была вдвое ниже нашего оружия – 400 метров. А бомбардировщики В-29А (Суперкрепость) наши лётчики в обиходе прозвали «летающими сараями». Нескоростной самолёт, длина которого 50 метров, был очень лёгкой мишенью для советских лётчиков на МиГ-15. Главное было разогнать истребители прикрытия. Что и было сделано в четверг 12 апреля 1951 г.

Тогда 48 американских стратегических бомбардировщиков В-29А под прикрытием 76 истребителей собирались нанести массированный удар по корейскому городу Сингисю и уничтожить стратегически важный мост через р. Ялуцзян, чтобы нарушить снабжение северокорейских войск и китайских добровольцев. Эти объекты прикрывала 324-я иад, которой командовал трижды Герой Советского Союза полковник Иван Никитович Кожедуб. Бомбардировщики В-29А шли тремя группами по 16 в каждой. По команде И. Кожедуба взлетели первая, вторая, а потом и третья эскадрильи 176-го истребительного авиационного полка (иап). Задача первых двух эскадрилий, составивших ударную группу, — уничтожение бомбардировщиков. Третья эскадрилья составила группу прикрытия с задачей атаковать истребители США и не дать им атаковать первые эскадрильи. Поднялся в воздух и 196-й иап. В воздушном бою все боеспособные самолёты дивизии – 48 истребителей. На земле осталась только дежурная пара – два самолёта. Сразу же был сбит командирский самолёт американцев. Набросившиеся на американскую армаду два полка МиГов, связав боем истребители прикрытия, начали сбивать «летающие крепости», которые горели, разваливались в воздухе. Всё небо было усеяно парашютами. Советские пилоты, не считавшие в глубине души американцев врагами, не расстреливали их в отличие от американцев. Так, 29 июня 1953 г. прославленный ас Великой Отечественной войны Герой Советского Союза подполковник И.М.Горбунов в бою предпринял манёвр, чтобы выручить своего ведомого, был подбит и катапультировался. Но при спуске на парашюте был расстрелян американскими лётчиками: четыре американских истребителя поочередно заходили на парашютиста и били по нему из пулемётов. Это было убийство беспомощного человека. Американцы мстили таким образом за свою несостоятельность, ибо не любят проигрывать. Ещё бы. Ведь в гимне ВВС США есть такие слова: «Мы живем в славе или падаем, объятые пламенем. Привет! Ничто не остановит ВВС США!». Первое американцам советские пилоты обеспечили, второе опровергли. Всё же в том бою 12 апреля 1951 г. три бомбардировщика из 48 прорвались и сбросили три 6-тонные радиоуправляемые бомбы, которые повредили одну из опор моста (через несколько дней мост был восстановлен). Потом подсчитали, что воздушный бой шёл всего 9 минут. За это время наши лётчики по официальным данным, признанным американцами, уничтожили 5 истребителей и 12 бомбардировщиков.

Многие бомбардировщики были подбиты, некоторые из них упали в море, другие дотянули до своей базы сильно повреждёнными и были списаны. Таким образом, всего американцы потеряли 25 бомбардировщиков. А каждый из них стоил целое состояние. Да ещё около сотни человек лётного состава, выпрыгнувших на парашютах, взяты в плен корейцами (экипаж бомбардировщика – 12 человек). Таких массовых потерь техники и пилотов у американцев ещё не было. В своих сообщениях американцы сильно занижали свои потери, называя три сбитых бомбардировщика. Но день этот назвали «чёрным» и на целую неделю в американских ВВС был объявлен траур по погибшим лётчикам. Позднее уже штаб американского Бомбардировочного командования заявил, что восемь бомбардировщиков были сбиты и упали на территории Северной Кореи, а ещё 17 вернулись на свои базы сильно повреждёнными и были списаны (всё-таки 25). У американцев потом ещё долго не проходил шок от того, что их бомбардировщики, считавшиеся самыми мощными, самыми неуязвимыми, оказались беззащитными перед советскими истребителями. Все наши истребители из боя благополучно вернулись на свой аэродром. После боя почти в каждом нашем МиГе нашли по 1-3 пробоины, у одного было 100 пробоин от огня пулемётов бомбардировщиков и истребителей противника. Но больше повреждений не было, в кабину ни одна пуля не попала.

После этого боя дневные полёты «летающих крепостей» прекратились на три месяца. И всё же американцы сделали ещё одну, как оказалось окончательную, попытку доказать, на что способны их стратегические бомбардировщики. 30 октября 1951 г. наши радары у городов Анею и Пхеньян засекли большое число истребителей на высоте около 8000 метров. Они двигались со скоростью 720-800 км/ч по зигзагообразному курсу с чётко видимой осью маршрута. Произведённый замер общей скорости смещения самолётов над местностью показал, что она равняется 400-420 км/ч. Это совпадает с крейсерской скоростью бомбардировщиков В-29А. Стало ясно, что ниже истребителей летят бомбардировщики, хотя на экранах радаров они еще отсутствовали. Прослушивание радиообмена американских экипажей позволило выяснить, что действующие истребители имеют позывные «Малиновка» и «Синица», которые относились к двум разным авиакрыльям. Значит, будет налёт на важный объект вблизи от места базирования МиГов. Место удара было определено точно – аэродром Намси. В налёте участвовало около 200 истребителей F-84 и F-86 и 21 бомбардировщик В-29А. Им противостояли 56 МиГов 303-й иад, которые были расположены на аэродромах Мяогоу и Аньдун. Непосредственно в воздушном бою приняли участие 44 истребителя, а 12 были оставлены в резерве для прикрытия аэродромов на случай прорыва к ним противника. Никаких специальных групп для связывания боем американских истребителей советские лётчики не выделяли. Все МиГи были ориентированы лишь на удар по бомбардировщикам. Также было принято решение о том, что истребители будут действовать не крупными группами, а большим количеством пар, которым будет предоставлена самостоятельность в выборе целей – В-29А. Фактически это позволило МиГ-15 развивать максимальную скорость, свободно маневрировать и действовать максимально инициативно.

Американские самолёты были перехвачены на подходах к Намси. Пока заслон F-86 разыскивал советские самолёты у р. Ялуцзян, судьба воздушного боя фактически была предрешена. 22 пары советских истребителей в стремительном пикировании через строй американских истребителей прикрытия на скорости около 1000 км/ч атаковали бомбардировщики, открыв огонь из 132 своих пушек. Первая же атака МиГов стала сокрушительной. Группа бомбардировщиков, не достигнув цели, теряя падающие и горящие самолеты, быстро повернула к спасительному для них морю. На аэродром Намси не упало ни одной бомбы. Американцы потеряли 12 бомбардировщиков и 4 истребителя F-84, многие самолеты получили повреждения. По свидетельству штурмана одного из В-29А, который участвовал в этом налете и позднее попал в плен, на всех уцелевших от атаки советских истребителей самолетах были убитые и раненые. В этом же бою был сбит самолет-разведчик, который должен был подтвердить фотоснимками результаты проведенной бомбардировки. Этот день для американцев стал «чёрным вторником» Наши потери – один МиГ-15 в бою с F-86 уже над территорией КНР, границу которой американские самолёты нарушили. Район вдоль реки Ялуцзян, по которой проходила граница между Китаем и Северной Кореей, американские пилоты окрестили «Аллеей МиГов». Она и по сей день считается местом первых в истории воздушных боев между реактивными истребителями и символом самых крупных потерь, нанесенными американским ВВС во время Корейской войны.

Состав 64-го истребительного авиационного корпуса периодически менялся. На аэродромы Китая и Северной Кореи прибывали на смену выводимых новые дивизии ПВО и ВВС СССР. В общей сложности за время войны в Корее получили боевой опыт 12 истребительных авиационных и 4 зенитно-артиллерийских дивизий, 30 истребительных авиационных, 10 зенитно-артиллерийских и 2 зенитно-прожекторных полков, 2 авиационно-технические дивизии.

За три года войны в Корее успели послужить около 40 тысяч советских военных, из которых лишь небольшая часть – всего лишь около 1100 человек – была собственно лётчиками. Все командиры дивизий и большинство командиров полков были участниками Великой Отечественной войны и хорошо владели навыками оперативного руководства.

За время участия в конфликте с ноября 1950 по июнь 1953 г. летчики 64-го истребительного авиационного корпуса произвели 63229 боевых вылетов, участвовали в 1872 воздушных боях, сбили 1099 вражеских самолетов (еще 153 сбила зенитная артиллерия).

«За успешное выполнение правительственного задания» Указом Президиума Верховного Совета СССР орденами и медалями были награждены 3504 военнослужащих корпуса, а 22 летчика получили звание Героя Советского Союза. Вот они:

1. капитан Бахаев Степан Антонович – 523-й иап, 303 иад

2. майор Бойцов Аркадий Сергеевич – 16-й иап ПВО, 97-я иад

3. гв. капитан Гесь Григорий Иванович – 176-й гв. иап, 324-я иад

4. капитан Докашенко Николай Григорьевич -17-й иап, 303-я иад

5. майор Карелин Анатолий Михайлович – 351-й отд. ночной иап

6. гв. капитан Крамаренко Сергей Макарович – 176-й гв. иап, 324-я иад

7. генерал-майор авиации Лобов Георгий Агеевич – командир корпуса

8. майор Михин Михаил Иванович – 518-й иап, 216-я иад

9. гв. майор Науменко Степан Иванович – 29-й гв. иап, 50-я иад ПВО

10. гв. ст. лейтенант Образцов Борис Александрович (посмертно) — 176-й гв. иап, 324-я иад

11. майор Оськин Дмитрий Павлович – 523-й иап, 303-я иад

12. капитан Охай Григорий Ульянович – 523-й иап, 303-я иад

13. гв. полковник Пепеляев Евгений Георгиевич – 196-й гв.иап, 324-я иад

14. капитан Пономарев Михаил Сергеевич – 17-й иап, 303-я иад

15. подполковник Пулов Григорий Иванович – 17-й иап, 303-я иад

16. капитан Самойлов Дмитрий Александрович – 523-й иап, 303-я иад

17. гв. подполковник Сморчков Александр Павлович – 18-й гв. иап, 303-я иад

18. гв. ст. лейтенант Стельмах Евгений Михайлович (посмертно) – 18-й гв. иап, 303-я иад

19. гв. майор Субботин Серафим Павлович – 176-й гв. иап, 324-я иад

20. капитан Сутягин Николай Васильевич – 17-й иап, 303-я иад

21. ст. лейтенант Шебанов Фёдор Акимович – 196-й гв. иап, 324-я иад (погиб в бою через 16 дней после присвоения звания Героя Советского Союза)

22. гв. ст. лейтенант Щукин Лев Кириллович -18-й гв. иап, 303-я иад

Наиболее результативными советскими лётчиками были признаны: Герои Советского Союза Е.Г. Пепеляев (23 победы), Н.В. Сутягин (22 победы), Д.П. Оськин, Л.К. Щукин, С.М. Крамаренко (13 побед), А.П. Сморчков, С.П. Субботин и другие. Потери советской авиации составили 335 самолетов МиГ-15 и Ла-11. Погибли 125 летчиков, которые похоронены в Порт-Артуре.

Результаты боев советских летчиков с американскими в небе Кореи, особенно «черный четверг» и «черный вторник», заставили Вашингтон отказаться от операции «Дропшот» (разработана в 1949 г., планировалось путем массированных бомбардировок атомными бомбами уничтожить десятки советских городов). Поняли, что стратегические бомбардировщики В-29А с атомным оружием на борту не прорвутся к советским промышленным центрам, будут быстро сбиты.

Воздушная война на Корейском полуострове завершилась ещё одной американской подлостью. 27 июля 1953 г., фактически после окончания войны, истребители ВВС США сознательно расстреляли гражданский Ил-12 с советскими опознавательными знаками в воздушном пространстве КНР в 110 километрах от границы КНДР, летевший из Порт-Артура во Владивосток. Шесть членов экипажа и 15 пассажиров погибли. Как утверждают, пилот одного из четырех американских истребителей, окруживших Ил-12, Ральф Парр, сбивший ранее 9 самолетов, хотел сделать «круглым» свой счет и стать «двойным асом». Но расстреливал гражданский самолет не только он. Таков был противник в той войне.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

30