Меню
16+

Сетевое издание GAZETA-DM.COM

16.01.2020 12:51 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Без прошлого нет будущего!

Автор: М.Данилова.
Педагог ДОД ГКОУ РО «Зерноградская специальная школа-интернат».

Стрелки истории неумолимо движутся вперед, всё дальше отдаляя нас от событий давно минувших дней. Таков закон природы и мироздания… 77 лет прошло со дня освобождения города Зернограда от немецко-фашистских захватчиков, но отголоски прошлого, как гулкое эхо, до сих пор доносятся, заставляя снова и снова переживать события тех далёких дней, разделивших жизнь людей на до и после этой страшной и бесчеловечной Великой Отечественной войны.

В декабре 2018 года в соцсетях было размещено сообщение: «Уважаемые зерноградцы, обращаюсь к вам с просьбой, если кто-то поможет, буду очень признательна. Мой дед, Купин Николай Иванович, погиб в бою за х. Каменный 30.01.1943 г. По данным сайта ОБД «Мемориал» там и похоронен. Но в интернет-списках захороненных его нет. Если кто-то видел такую фамилию на мемориальных досках, пожалуйста, дайте знать где. Хотим приехать на могилу поклониться ему и всем, кто отдал жизни за нас, привезти горсть земли с родины. Заранее благодарю всех неравнодушных. Спасибо! Галичева Ольга. Республика Адыгея».

Прочитав сообщение, мы с ребятами решили действовать. Сначала нашли информацию о Купине Н.И. в книге «Героев чтит и помнит Зерноград», затем, несмотря на снежные заносы и ненастную погоду, отправились в хутор Каменный. Мы много раз бывали здесь на торжественных митингах, встречаясь с родственниками погибших воинов, но всегда в памяти встают страшные картины, рассказанные очевидцами событий. Дмитрий Кузьмич Баранчук — ветеран ВОВ, Почетный гражданин города Зернограда, участник боя в составе 248 стрелковой дивизии (28-я Армия) всегда с горестью вспоминал о бое под хутором Каменный, где дивизия понесла колоссальные потери, а позже, оправившись, участвовала в победоносном штурме Берлина. Ушкурова И.М., жительница Зернограда, учитель технологии школы-интерната долго не могла даже смотреть в сторону хутора, в её детскую память навсегда врезались взрывы, выстрелы, крики на фоне огромного огненного пожарища, перемешанные с запахом горящего металла и человеческих тел. По уточнённым данным, более 4500 советских воинов погибли и похоронены в небольшом посёлке Ростовской области. Один из них – Купин Николай Иванович.

Ребята нашли данные о воине на сайте ОБД «Мемориал» и архивные материалы, подтверждающие гибель и место захоронения. Исследовательская работа «Он погиб на Донской земле. Купин Н.И.» будет представлена на областном конкурсе школьных музеев «Мы помним». Ольга Павловна Галичева оказала нам неоценимую помощь — прислала фотографии из семейного альбома, внесла исправления в неточности данных, поделилась бесценными воспоминаниями о своей семье. Так вышло, что уходил Николай на фронт из станицы Дондуковской Краснодарского края, а все его родственники с 1991 года, с момента распада Советского Союза, живут теперь в той же станице, но в Республике Адыгея.

В начале прошлого века в Краснодарском крае жила казачья староверческая семья. Купины честным трудом зарабатывали на жизнь, строили планы на будущее, воспитывали детей. У Ивана и Пелагеи их было четверо – Андрей (дед Ольги), Николай, Феодосия и Ванечка. Началась война, и старшие братья были призваны на фронт Дондуковским ВК Гиагинского района Краснодарского края. С этого момента покой покинул эту семью. Долгими бессонными ночами ждала Пелагея весточки от сыночков, молила Бога, чтоб остались живы. В 1943 году после очередного тяжёлого ранения, контузии, с инвалидностью был комиссован Андрей. Так случилось, что похоронки на Николая родные не получали. Родственники считали, что в огне страшной войны, когда каждый день гибли тысячи солдат, детей, женщин, стариков, могли что-то перепутать, и домой пришло извещение о том, что Николай пропал без вести. Это теперь известно, что данные о погибших были засекречены Народным комиссариатом обороны СССР, а в те далёкие годы — позорное клеймо и подозрение в предательстве.

Дочь старшего сына Ольга вспоминает: «Это был страшный удар для родителей Николая, особенно для матери, Пелагеи. Боль потери жила в ней рядом с надеждой, ведь пропал без вести — не значит, что убит, может быть потерял память или лишился ног. Таких историй было много, о них рассказывали по радио и телевидению, и люди верили в чудо. Пелагея ушла искать сына тайком от семьи. Теперь уже родственникам пришлось разыскивать её. Опрашивали людей, искали на дорогах, на вокзалах... Нашли в городе Армавире на железнодорожном вокзале. Та самая Феодосия, дочь Феня, вернула её домой, но ненадолго. Ситуация повторялась неоднократно. Стало ясно, что разум помутился, мать не справилась с рухнувшим на неё горем. Не выдержал разум, сердце не выдержало тоже… Всегда в доме дедушки и бабушки висел портрет молодого красивого парня. Когда мы спрашивали о том, кто это, нам рассказали, что это дедушкин брат, который погиб на войне. Помню это тоскливое щемящее детское чувство... Я не могу его точно описать, но, думаю, оно многим знакомо, и вы понимаете, о чём я говорю.

И снова шли годы, мы росли, взрослели, зная, что брат деда, Николай, погиб в степях под Ростовом. Это было всё, что мы знали, потому что извещение о пропаже без вести в своих поисковых скитаниях мать Николая — Пелагея, т. е. моя прабабушка, потеряла и точного места последнего боя его мы так и не выяснили. Но решили: раз за много лет не нашёлся, не объявился – значит, погиб... Появился интернет, и я узнала, что есть электронный архив. И я нашла! Я нашла информацию о своем деде (я считаю его тоже своим дедом! Ну и что, что я родилась через сорок лет после его гибели!). Потом сидела вечерами опять в том же интернете и искала, где находится этот хутор Каменный, есть ли там братская могила, обелиск... Ведь если есть о нем информация, возможно, где-то есть его имя на обелиске, памятнике... Не смогла уточнить... Но на каком-то этапе я зашла в тупик. И тогда в соцсетях просто обратилась к обычным людям с просьбой о помощи. Много людей мне написали, любой отклик был для меня важен и дорог! Но самый горячий отзыв я получила от ребят Зерноградской специальной школы-интерната. Они провели поисковую работу, съездили на мемориал (зимой, в снег, с цветами), прислали мне фото мемориала, самое главное (!) фото мемориальной доски, где написана фамилия и инициалы: «Купин Н. И.» Скажу честно, долго пересматривала эти снимки и плакала... Трудно описать ту бурю чувств и эмоций… Хочу выразить огромную благодарность и поклон до земли всем ребятам, которые растут неравнодушными и хранят память о погибших, и их руководителю. «Без прошлого нет будущего» — очень остро для меня теперь воспринимается смысл этой фразы...».

У этой истории благополучный конец – мы помогли внучке найти место, где похоронен её дед-герой, отдавший свою жизнь за освобождение Зерноградского района, Донского края, за нашу Родину. Одним белым пятном на трагической карте судеб стало меньше, ещё одна душа обрела покой и успокоение, ведь родные нашли его… Ольга Павловна и её сын приедут 9 мая в Зерноград, чтобы привезти горсть родной земли на могилу деда и принять участие в мероприятиях, посвящённых 75-летию празднования Великой Победы — праздника со слезами на глазах!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

21