Меню
16+

Сетевое издание GAZETA-DM.COM

16.08.2019 08:43 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

«О, КЕРЧЬ, ЛЮБОВЬЮ ВОЗНЕСЁННАЯ В СЛОВАХ ПОЭТОВ И ТВОРЦОВ, ПОД ЗНОЕМ, ВЬЮГОЙ, НЕПОКОРНАЯ, СТОИШЬ ТЫ ДВАДЦАТЬ ШЕСТЬ ВЕКОВ»

Автор: М.Золкина.

Штаб командиров в Аджимушкайских каменоломнях.

Продолжение. Начало в № 28 от 12 июля.

Кстати, по правилам, детям до 6 лет каменоломни посещать запрещено (среди туристов были дети такого возраста). Может быть, я не права и дети должны знать историю, но для детской психики такое посещение нежелательно! Нашей группе выдали фонарики, так как в подземелье очень темно. Каменоломни уходят на глубину 30 метров. На некоторых участках больше и представляют собой лабиринт с длинными тоннелями и тупиками. Под землёй, практически, нет освещения, лишь некоторые объекты катакомб освящены тусклым светом, потолки низкие. Протяжённость каменоломен 9 км, но туристов водят по маршруту в 500 метров. Главный вход сделан специально для экскурсионных групп, но он не единственный. На поверхности много входов и выходов. На протяжении всей экскурсии, которая длилась больше часа, гид интересовалась нашим самочувствием и не напрасно! Было ужасно холодно, особенно ногам, своды потолков и стен словно сдавливали. Здесь действительно тяжело находиться, хочется поскорее выйти на свежий воздух и свет. От всего увиденного словно ком в горле стоит, становится ещё холоднее, чувство страха и тревоги не покидает. «Жуткое место, — подумала я. Как же здесь, в этих ужасных условиях могли жить люди и бороться за свободу? Скорее бы выйти отсюда. Но нет, нельзя! Я ведь так долго сюда стремилась приехать! Нужно выдержать, мне очень нужно почтить их память! Это мой долг! Я ведь не зря везла сюда цветы и игрушку!»

Итак, вернёмся к экскурсии. В каменоломнях всё осталось в первозданном виде. Экспонаты подлинные и найдены поисковыми группами. С каждым шагом, с каждым словом становится плохо. Кто здесь бывал, тот меня поймёт. Но хочется дойти до конца и узнать всё! И ты идёшь… И понимаешь, почему здесь запрещены видео и фотосъёмка. Тебе не хочется этого делать, ведь это не просто музей — это одна большая братская могила, пропитанная кровью, смертью, страхом и одновременно небывалым мужеством и героизмом!

Самой яркой страницей в истории Аджимушкая стало сопротивление легендарных подземных гарнизонов — Центральных и Малых Аджимушкайских каменоломен в мае-октябре 1942 года, в котором бойцы, командиры Красной Армии и простые мирные жители проявили стойкость и героизм, способность к самопожертвованию, верность воинской присяге и преданность своей Родине.

В мае 1942 года гитлеровцы начали наступление на Акмонайском перешейке. Измотанные непрерывными боями, под напором вражеских танков, под жестокими бомбёжками, войска Крымского фронта отходили к Керченскому проливу, где 14 мая началась переправа советских войск на Таманский полуостров. По приказу командования фронта часть подразделений закрепилась у Аджимушкайских каменоломен. До 16 мая бои шли на поверхности. Когда же противнику удалось окружить отряд, десять тысяч военнослужащих и пять тысяч мирного населения ушли в подземелье. В Центральных Аджимушкайских каменоломнях был сформирован наиболее активный подземный гарнизон. Руководителями обороны были: командир-полковник П.М.Ягунов (подорвался на гранате и был единственным, кого положили в гроб под землёй. Прочих закладывали камнями, но об этом немного позже). После смерти Ягунова командование на себя взяли Г.М.Бурмин; начальник штаба-старший лейтенант П.Е.Сидоров; старший батальонный комиссар И.П.Парахин. В Малые каменоломни ушли остатки разных подразделений, объединившись в боеспособную часть. Этот гарнизон возглавляли: подполковник С.А.Ермаков; ст. лейтенант М.Г.Поважный. Два гарнизона сражались и терпели одинаковые лишения.

На 170 дней и ночей подземные лабиринты Аджимушкая стали сражающейся крепостью. При острой нехватке пищи, воды, боеприпасов и медикаментов бойцы совершали подвиги во имя свободы. Аджимушкайцы приковали к себе немалые вражеские силы, сдерживали два с половиной полка немецко-румынских войск. Фашисты блокировали выходы, взрывали своды подземелий, на поверхности закладывали авиабомбы (некоторые из них и сейчас находятся в подземелье, очень большие), в результате взрывов на головы людей падали тонны камней. В каменоломнях много таких обвалов, которые стали братскими могилами. На стене имена солдат, чьи медальоны были найдены поисковыми отрядами. Также фашисты нагнетали в катакомбы отравляющий газ. Очень много людей погибло тогда. Многие пытались спастись в дальних штольнях, но сквозняком газ распространялся по всему лабиринту каменоломен. Те, кто смог выбраться наружу, фашисты натравливали на них собак или же просто расстреливали.

Самым страшным для аджимушкайцев были голод, нехватка воды, медикаментов. Люди вырывали в известняке сапёрными лопатками и штыками колодцы-водокапы. Находили места, где со сводов капала вода и ставили там посуду, каски. Создавались, так называемые, команды «сосальщиков» — отправляли людей высасывать воду из сочащихся влагой сводов тоннелей. Те находили особо мокрые участки на потолке и стенах, высасывали воду, сплёвывали в тары, такую и пили. Как говорят местные экскурсоводы: «За ведро воды аджимушкайцы отдавали ведро крови».

Я уже писала, что мирные жители тоже находились здесь. Среди защитников каменоломен было немало детей и стариков. Ещё до первой газовой атаки мирных жителей обязали выйти на поверхность. Под землёй остались члены семей партийных и советских работников, бойцы гарнизона и добровольцы, а также лица еврейской национальности — всем им грозил расстрел наверху. Гражданское население, вышедшее на поверхность, вскоре стали организовывать партизанские отряды. В конце мая в каменоломни зашли кавалеристы 72-й кавалерийской дивизии. Лошади были сразу забиты, мясо съедено, а кости, шкуры и копыта закопаны в дальних штольнях. После многочисленных атак фашистов полевая кухня, как и солдатские котелки скоро стала не нужна, продукты закончились. В конце июня люди начинают откапывать полусгнившие останки того, что закапывали в дальних штольнях. Жарят и готовят супы-затирки. В начале августа люди стали умирать от голодного истощения, раньше всех умирали дети. Во время голода подземная крепость переживала период пассивной обороны. Обессиленным часовым разрешалось сидеть. Их приводили под руки, сажали на камень, ствол оружия направляли на амбразуру, палец клали на спусковой крючок. Сигнальные рвы (нам их показали) шириной около метра и глубиной на штык лопаты предупреждали часовых об опасности. Цифровые пароли менялись ежедневно, их незнание грозило расстрелом.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

7