Меню

Сетевое издание GAZETA-DM.COM

03.10.2019 16:20 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

«КРЫМ - ТЫ КАК ОСТРОВОК В ОТКРЫТОМ МОРЕ, ЩЕДРО МНЕ ПОДАРЕННЫЙ СУДЬБОЙ...»

Автор: М.Золкина.

Страж  Ялтинской пещеры сказок — сталактит в виде головы Дракона.

Окончание. Начало в №№ 33, 34, 36.

Этим занимались спелеологи: Сергей Елисеенко, Владимир Киевский, Иван Бондарь. Они полностью очистили центральный вход в пещеру. Оборудовали туристический маршрут и провели превосходное освещение залов.

В целом, сделали всё, чтобы каждый гость Крыма по-настоящему насладился всем великолепием Ялтинской пещеры. Вход в Ялтинскую пещеру напоминает собой огромную брошенную шахту. Сама пещера имеет протяжённость 180 метров, а глубина 31 метр. Полезных ископаемых здесь, конечно, не наблюдается, но есть в наличии два больших зала, один из которых открыт на постоянной основе для туристического потока гостей Крымского полуострова. Именно тут можно наблюдать: небольшие сталактиты; огромные сталагмиты; значительные наросты (в народе прозванные «макаронами» из-за их внешнего сходства); разнообразные натёки в виде морских обитателей; замки, бутылка шампанского и мн. др.

В каждой пещере есть свой дух или хозяин, так вот в Ялтинской им является — сталактит в виде Дракона и расположен он при входе в главный зал.

В целом посмотреть есть на что. Здесь всё кажется каким-то волшебным, как-будто вы очутились в сказочном мире, и являетесь полноправным героем самого волшебного действа.

Кроме основного зала, существует и ещё один, но спуск в него производится только со специальным снаряжением и по предварительному согласию специалистов, знающих своё дело.

Два зала разделены продолжительным сорокаметровым колодцем, в котором турист может почувствовать себя крайне неуютно. Каждый, кто осмелится посетить второй зал, почувствует себя первопроходцем и первооткрывателем этого великолепного места на карте Крымского полуострова.

Многие специалисты уверены, что данное место просто насыщенно историческим наследием. Ведь, как говорят, именно здесь когда-то жили древние люди (возможно в эпоху неолита). Некоторые следы этих стоянок были обнаружены учёными во время расчистки самой пещеры.

Многие посетители приписывают этому завораживающему месту мистические свойства. Ведь на самом деле, когда находитесь внутри пещеры, создаётся ощущения, что рядом с вами кто-то есть. Одним словом, вам понравится!

Нам очень понравилось, ведь мы с дочерью уже посещали Крымские пещеры раньше, только находятся они в Симферопольском районе. Моему мужчине тоже понравилось, а вот племянник почувствовал себя плохо, он в таком месте впервые. Ну, ничего страшного, такое бывает!

Выходим из пещеры, на улице душновато и очень хочется пить. Далее идём к машине, чтобы отправиться в Бахчисарайский район и осмотреть пещерный город Мангуп-Кале.

Включаем навигатор, он ведёт нас по незнакомой нам дороге. Туристы, находящиеся на вершине горы, часто обращают внимание и на находящееся вдалеке удивительное скопление белых полусфер, которое похоже на гигантские грибы-дождевики, хотя некоторые видят в них макеты яиц динозавров. Обратили внимание на них и мы, когда подъехали ближе. На самом деле это сооружения радиотехнического центра войск ПВО, созданного здесь в 1951 году по приказу Берии для защиты южных границ Черноморского бассейна.

Ай-Петринское плато имеет две верхушки, одна из которых — Бедене-Кыр (Перепелиная гора) уже почти 70 лет занята этим пограничным радиотехническим батальоном. А белые шары, так привлекающие внимание туристов, являются радиопрозрачными укрытиями для вращающихся антенн радиолокаторов, которым нужна абсолютно безветренная окружающая среда (о них я уже упоминала ранее).

Территория радиотехнического центра, естественно, является закрытой, и туристы могут осмотреть и сфотографировать эти симпатичные шары только с некоторого расстояния. Кстати, эти шары хорошо видны и из многих других точек побережья южной части полуострова.

Недалеко от шаров находится военный городок, в котором размещён воинский гарнизон с семьями. Жизнь и служба в условиях полутундры в горном районе, находящемся выше облаков, далеко не сахар. Ведь температура здесь всегда градусов на 10 ниже, чем на побережье, а ветра просто сбивают с ног! Снежный покров может достигать 2-3 метров, и держится он здесь, практически, с конца октября до начала мая.

Перед нами машины, которые едут по тому же маршруту, что и мы. Оказывается, навигатор ведёт нас на старую Ялтинскую дорогу-серпантин. Была она построена очень давно. Конечно же, дорога очень сильно разбита, но ехать на ней можно, только осторожно и поверьте мне, ещё более крутая, чем нынешняя новая дорога на Ай-Петри. У меня прямо сердце в пятки уходило от того, насколько круты повороты.

Наконец-то мы внизу и направляемся в сторону Бахчисарайского района. Места здесь потрясающе красивые и знакомые.

Наконец-то я смогу увидеть знаменитый Мангуп и прогуляться по княжеству — Феодоро.

ХОДЖА-САЛА — СЕЛО БАХЧИСАРАЙСКОГО РАЙОНА, ВОССТАВШЕЕ ИЗ ПЕПЛА

Когда подъехали к указателю на Мангуп, то увидели потрясающе живописное село, расположенное на берегу озера. Размер населённого пункта не всегда определяет меру его значения. Село Ходжа-Сала в Бахчисарайском районе Крыма имеет всего одну улицу и насчитывает полсотни жителей, но пользуется популярностью у туристов. Тут всё дело в особенностях расположения.

Немного истории. Археологические исследования доказали, что возникновение села относится к началу нашей эры. Вероятней всего его основателями стали аланы и готы. В средние века они стали поданными княжества Феодоро. Но изначальное название неизвестно. Под современным же названием (в написании Коджа-Саласы) посёлок впервые упомянут в 1520 г. в турецких документах. Изначально турки отмечали в нём почти исключительно христианское население, но его быстро сменили мусульмане. Но во всех случаях документы отмечают в деревне необычно малое количество взрослых мужчин и большое число вдов. Причиной были отменные воинские качества здешних уроженцев. Их неизменно брали служить в «спецназ» султанских войск. Но жизнь героев редко бывает долгой. На момент присоединения Крыма к Российской империи в селе жили только татары — это было маленькое, небогатое поселение. После установления советской власти его значение не выросло. А в 1944 году татары были депортированы, и посёлок исчез вовсе. Его восстановили в 1990 году, когда приняли решение о реабилитации депортированных народов. Ныне в Ходжа-Сала проживают не только татары. Посёлок совсем маленький и в нём нет никакого производства и очень скромная инфраструктура. Но его преимущество в том, что он расположен в очень живописном месте у западного подножия Мангупа. Поэтому все желающие посетить пещерный город хоть и ненадолго, но попадают в Ходжа-Сала. Село расположено, как я и писала, рядом с одноимённым озером Мангуп. На его берегу оборудована турстоянка, разрешено купание и установка палаток. Разрешена здесь и рыбалка. Летом, когда озеро мелеет, на его дне можно рассмотреть руины средневековых построек, частично затопленных во время создания искусственного водоёма. Но, к сожалению, сколько мы не вглядывались, ничего не увидели. Может, плохо смотрели! В окрестностях очень красиво и есть на что посмотреть, поверьте!

В посёлке есть и гостиницы с отличными номерами и мини-отели, кафе или чайхана, как здесь принято называть заведения питания. Места потрясающе красивые и люди очень милые и приветливые. В этом мы сами убедились! Осмотрели немного посёлок, сделали отличные фото и двинулись пешком по просёлочной дороге на Мангуп. Хотя нас предупреждали, что лучше поехать на джипе или на лошади, так как расстояние не близкое, но когда нас это останавливало!

Шли мы долго в гору, устали безумно, ноги, будто ватные и не слушались совсем. Прошли половину пути. Ещё немного и солнце будет садиться. Детвора очень устала, и нам пришлось вернуться к стоянке, где мы оставили машину. Я безумно расстроилась. Уже второй год я не могу попасть на Мангуп-Кале. Слёзы буквально душили меня. Мой Ваня успокоил меня и сказал: «Знаешь, дорогая, твой Мангуп-Кале нам обходится очень дорого, я имею ввиду наши силы и здоровье. Нет, я согласен, что прогулка в горы полезна и горный воздух тоже, но посмотри на детвору, они устали, пожалей их, очень прошу!»

Конечно, он прав, дети действительно устали, да и мы взрослые тоже. Нам ведь предстоял ещё обратный путь и у нас во рту, как говорится, маковой росинки не было!

Зато, когда спускались с горы, я шла последней и в кустах услышала, как что-то зашевелилось. «Змея, — подумала я. — Вот здорово! Сейчас я её сфотографирую». Присмотревшись, увидела двух маленьких ящериц, которые дрались не на жизнь, а на смерть. «Интересно, что или кого они не поделили между собой», — подумала я и улыбнулась. Было здорово наблюдать за этими двумя малышами, которые, казалось, не замечали вокруг никого, включая меня, и продолжали мутузить друг дружку и кувыркаться в траве (получилась, так сказать, «куча мала»). Постояв немного, пошла обратно к машине. Ваня шёл впереди всех, дети между нами, а я последней, как вдруг мой племянник увидел надпись — Кладбище Ходжа-Сала.

«Ух, ты! Это то, что нужно сейчас для меня, — подумала про себя. — Я ведь не впервые посещаю старые кладбища. А это как раз древнее. Пойду-ка я туда!» Ворота были закрыты, но я нашла лаз, и мы прошли на территорию некрополя. Сделала снимки, попросила прощения у покойников за своё любопытство, и мы покинули территорию.

Пришли к машине и поехали в направлении дома. День подходил к концу, хотелось есть и мы остановились в придорожном кафе, чтобы попробовать татарские блюда. Подкрепившись, поблагодарили хозяина за радушный приём и замечательный ужин, двинулись по направлению Черноморского. Дома нас с нетерпением ждали и очень волновались. Вот так и закончилось одно из наших путешествий по красотам Крыма.