Меню
16+

Сетевое издание GAZETA-DM.COM

18.07.2017 14:00 Вторник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Казачество – особенное племя…

Автор: В.КОНЮХОВ
Гв. полковник в отставке

1-я Мировая война. На фото — Григорий Михайлович Конюхов (в центре).

Почти пять месяцев уже шла русско-японская война, когда Российский император Николай II издал 22 июня 1904 года указ о направлении на войну 4-й Донской казачьей льготной дивизии... 

"В лихолетье, в годы грозовые

Только позовёт отчизна-мать,

Вскинется казачество России

Под знамёна – Родину спасать."

Н. Веденяпина.

Хутор Мостовой Усть-Донецкого района – родина моей мамы Елены Ивановны, урождённой Костылёвой. Так сложилось, что впервые я побывал в Мостовом только в 2008 году. Встретился с многочисленными потомками казака Егора Никифоровича Костылева, у которого было девять сыновей. Узнал много нового по родословной линии. А. Костылев обратил моё внимание на памятник, установленный на въезде в хутора Кривая Лука и Мостовой. Его установили на насыпном кургане вернувшиеся с русско-японской войны казаки Верхне-Кундрюченского юрта на добровольные пожертвования. Надпись на чугунной плите гласит: “Сей памятникъ построинъ 1905 г. октяб. 15 дня. Въ память … въ … казаковъ на Дальний Востокъ в 1904 году июля 22 дня На войну с Японией”. На другой чугунной плите памятника написано: “Дорогимъ Верхне-Кундрюченским ъ станичникамъ вышедшимъ на войну съ Японией въ 1904г. Приветствуемъ ваши имена”. И далее перечисляются имена рядовых казаков, сотников, урядников с указанием хуторов и станиц, откуда уходили воины защищать Российские рубежи Дальнего Востока. В Верхне-Кундрюченский юрт входили станица Верхне-Кундрюченская (центр казачьего юрта) и хутора Голубинский, Грушевский, Дубовский, Евсеев, Казьмин, Мостовской, Семимаячный, Терехов, Чернышев. На обороте каменного постамента имеется такая надпись: ”Остались на поле сражения Убитъ Уряд. Петръ Елиаз. Слышкинъ. Умер каз. Иванъ Фил. Болоцков”. Белым цветом выделяется крест, а над ним надпись: ”Не в силе Бог, а в правде”. Среди перечисленных на плите имён я с гордостью прочитал такие строки: “…хутора Мостовского казак … Ксенофон Иван – Егор. Костылевы …”. Ксенофонтий и Иван — родные братья. Ксенофонтию было 24 года, Ивану – 22, когда они были призваны на войну с Японией. Иван Егорович – мой родной дед. Когда я всё это узнал, из старшего поколения казаков, кто мог бы поведать о той войне, о боях с японцами, где и как лично воевал мой дед, никого уже не было в живых. Пришлось обратиться в интернет, чтобы получить сведения об участии донских казаков в русско-японской войне 1904-1905 годов. Вот эти сведения.

Почти пять месяцев уже шла русско-японская война, когда Российский император Николай II издал 22 июня 1904 года указ о направлении на войну 4-й Донской казачьей льготной дивизии. Для личного состава дивизии объявляется военное положение. Первым днём мобилизации назначается 20 июля, чтобы части дивизии кроме срока, необходимого на их формирование и передвижение к станциям посадки (всего от 8 до 14 дней), имели бы время на прохождение курса стрельб и проведение строевых учений (около недели). Дивизия укомплектовывалась из состоящих до мобилизации на льготе казаков второй очереди.

Казаки призывались на укомплектование частей дивизии вместе с собственными верховыми лошадьми, а для формирования обоза – с упряжными. Из казны казакам выделялось по 100 рублей на обновление обмундирования и прочего военного снаряжения. Казаки прибывали на сборные пункты одновременно целыми станицами. Укомплектовывались части, личный состав проходил медицинское освидетельствование, совершался осмотр лошадей, вооружения и снаряжения. Казаки одной станицы, по возможности, стремились попасть в одну сотню. Этим приводился в жизнь принцип землячества, которое служило залогом единства, храбрости, цельности действий. Всякий малодушный опасался, что сосед его приедет домой и расскажет станичникам о том, что он в таком-то случае струсил или не проявил удальства.

По штату военного времени дивизия состояла из четырёх казачьих полков: 19-го, 25-го, 26-го и 24-го. Первые три казачьих полка формировались в Первом Донском округе Области Войска Донского и составили основу дивизии. Штаб дивизии и 24-й полк формировались в Черкасском округе в городе Новочеркасске казаками, в том числе из станиц Кагальницкой и Мечётинской. 19-й и 26-й полки формировались в станице Константиновской. 25-й полк формировался в станице Бессергеневской помощником окружного атамана Первого Донского округа полковником Бирюковым совместно с командиром полка. Казаки Верхне-Кундрюченского юрта призывались в 25-й полк (значит, в его составе и воевал казак Иван Егорович Костылев, мой дед).

В приказе по Войску Донскому от 19 июля № 366 о временном штате Донских казачьих полков, входящих в состав мобилизуемой 4-й Донской казачьей льготной дивизии, определялась численность личного состава казачьего полка. В каждом из полков полагалось иметь по штату 973 человека и 940 собственных верховых лошадей, а также 6 походных кухонь с 12 обозными лошадьми. Общая численность дивизии составила 118 офицеров и 3047 казаков, призванных из 35 донских станиц.

Командный состав дивизии состоял исключительно из боевых офицеров. Командир дивизии – генерал-лейтенант М.Н. Телешов, начальник штаба – Генерального штаба полковник Н. Г.Филимонов. Командиры полков: 19-го – войсковой старшина П. Г. Пахомов, 24-го – войсковой старшина В. В. Попов, 25-го – полковник В. И. Медведев, 26-го – войсковой старшина М. В. Багаев.

Для усиления огневой мощи дополнительным указом императора России Николая II от 25 июня 1904 года дивизии придаётся 3-й Донской казачий артиллерийский дивизион (командир полковник В. И. Кузнецов) в составе 2-й и 3-й шестиорудийных Донских батарей общей численностью около 600 человек. Формировался дивизион казаками многих станиц, в том числе и Мечётинской. В военно-управленческом отношении этим же указом дивизия делится на две бригады. Приказом по Главному управлению казачьих войск № 418 от 20 июля в состав 1-й бригады включаются 19-й и 24-й полки (командир бригады генерал-майор М. П. Стоянов), в состав 2-й бригады 25-й и 26-й полки (командир – генерал-майор Ф. Ф. Стоянов).

Сбор всех полков состоялся в Персиановском лагере. Казаки 25-го полка при переходе в Персиановку попутно в Новочеркасске получили винтовки, револьверы и пики. В Персиановском лагере император Николай II лично 16 августа провёл смотр дивизии и, прощаясь, благословил части иконами. Казаки произвели на императора самое лучшее впечатление. На следующий день началась посадка казаков на поезда и отправка их на Дальний Восток. Донское торговое общество преподнесло в дар дивизии памятное знамя, изготовленное из голубого жаккардового шёлка с живописными изображениями образов святого Архангела Михаила и святого великомученика Дмитрия Салунского.

К театру военных действий 24-й и 25-й полки прибыли в Телин 3 октября, 19-й и 26-й полки в Мукден 8 октября, штаб дивизии и артиллерийский дивизион в Хушитай 9 октября. 4-я Донская казачья льготная дивизия вошла в состав Западного отряда генерала от кавалерии А. А. Бильдерлинга 2-й Маньчжурской армии. Первое боевое крещение дивизии произошло 17 октября у деревни Лидиутунь.

В ноябре-декабре казаки участвовали в боевых рейдах по тылам противника и неожиданных налётах на селения Хунхэ, Нючожуан, Инкоу. Отдельные подразделения дивизии несли сторожевое охранение. Рейды по заданию командования осуществлялись разъездам.

Наиболее крупной кавалерийской операцией, в которой участвовали донские казаки, был набег на Инкоу. Эта железнодорожная станция обеспечивала снабжение значительной части японской армии. В её районе располагалось много складов, имелось несколько железнодорожных мостов. Занятие Инкоу русской армией срывало переброску из-под Порт-Артура к Шахэ 3-й японской армии. Для осуществления этой операции был сформирован конный отряд, который возглавил генерал-майор П. И. Мищенко. 4-я Донская казачья дивизия вошла в отряд Мищенко в составе 2487 казаков, офицеров и нижних чинов (18 сотен). 25-й полк (6 сотен, 854 человека), а также 3-й артиллерийский дивизион, находившиеся у деревни Дачжуаньхэ, также принял участие в набеге. Отряд осуществлял рейд по тылам противника, преодолевая в среднем за сутки 30-33 км. 30 декабря в 11 часов отряд подошёл к Инкоу. Но атаку начал лишь после пяти часов отдыха. Это промедление позволило японцам подвезти на станцию ещё два пехотных батальона к двум уже имевшимся. Разрозненные атаки Инкоу с трёх сторон, проведенные ночью, успеха не имели. К Инкоу двигались крупные силы японцев. Чтобы не попасть в кольцо окружения, отряд прекратил боевые действия и отступил. В штурме Инкоу отряд потерял убитыми 4 офицеров, 57 казаков и драгун, ранеными 20 офицеров, 171 казака и драгун. За 8 дней отряд прошёл около 300 вёрст, рассеяв и захватив в плен несколько японских тыловых команд. Были уничтожены сотни повозок с продовольствием и другим военным имуществом, сожжены продовольственные склады в самом Инкоу. Однако главная цель похода – вывести из строя участок железной дороги — не была достигнута.

С 12 по 16 января 1905 года русская армия провела наступательную операцию в районе деревни Сандепу. В авангарде наступления шёл конный отряд генерал-майора Мищенко. В нём участвовала 2-я бригада дивизии (25-й полк численностью 697 человек, 26-й полк – 485 человек, 3-я артиллерийская батарея – 6 орудий). 25-й Донской казачий полк утром 12 января вступил в бой у деревни Ланцгоу. Успешная атака позволила занять деревню, но дальнейшее продвижение было остановлено сильным ружейным огнём японцев. Спешенная сотня 25-го полка, выполняя приказ, начала наступление на деревню Удзягонзу, откуда вёлся обстрел полка. Японцы подпускают её на 50 шагов и открывают страшный залповый огонь, следующий один за другим с короткими интервалами. Падает тяжело раненный сотник Букин и с ним несколько казаков. Но командир сотни есаул Никольцев снова ведёт казаков на деревню и из-под самых её стен, под сильным огнём, казаки выносят Букина и своих товарищей. Дедовский завет – не оставлять врагу ни раненых, ни убитых – хранили и выполняли. К вечеру стремительной атакой 1-й сотни 26-го полка с юга деревня Удзягонзу была взята, ожесточённый бой за которую длился более 4 часов. Утром 13 января отряд Мищенко ударил в тыл японцам. Особенно успешно при этом действовали донские казаки 25-го и 26-го полков и особенно отважные артиллеристы 3-го Донского артдивизиона, один взвод которого вплотную приблизился к позициям неприятеля и с минимального расстояния открыл огонь по врагу. Японцы в панике отступили. Казаки в этот же день заняли несколько важных населённых пунктов. На следующий день генерал Мищенко получил благодарность от командующего 2-й Маньчжурской армией “за молодецкие действия” 12 и 13 января казаков его отряда. По пять казаков каждой сотни, участвовавших в атаке на неприятельские укреплённые пункты, были награждены Георгиевскими крестам IV степени. Развивая достигнутый успех силой, донские полки 14 января продолжили наступление и создали угрозу тылу японских войск. Против казаков неприятель в спешном порядке направил целую 8-ю пехотную дивизию. Прибывавшие японские подкрепления оказывали упорное сопротивление. Казаки вынуждены были остановить наступление. Серьёзный успех обозначился на левом фланге 2-й русской армии. К вечеру, выйдя в тыл противнику, войска получили возможность атаковать Сандепу с востока. Конный отряд с донскими казачьими полками начали успешно продвигаться в тыл противника в районе Сумапу. Японцы напрягали все силы, чтобы сдержать натиск русских, однако безуспешно. Японский главнокомандующий И. Ойяма доносил в Токио о том, что 28 января ”русские обстреляли наш тыл”, а ”войска были готовы к тому, что будут уничтожены”. Хотя японцы были в критическом положении, русские войска отступили за реку Хуньхэ по приказу главнокомандующего русской армией генерал-адъютанта А. Н. Куропаткина, который боялся активных наступательных действий, отдавая инициативу врагу. Русские войска отошли на те позиции, откуда начали наступление. Сражение при Сандепу, стоившее нам более 10 тысяч, закончилось вничью. Победившие везде японцев, мы уходили по приказанию. После этих боёв 4-я Донская казачья льготная дивизия была отведена в тыл. Но отдых длился недолго. Её отправили в Монголию для охраны тыловых коммуникаций и борьбы с японо-хунгузскими бандами. 4 февраля дивизия прибыла в район станции Гунжулин и приступила к выполнению охранных функций. На полях сражений донские казаки совершили много подвигов. Часто, будучи тяжело раненными, оставались в строю до конца боя. За участие в русско-японской войне 1904-1905 годов и проявленное мужество, смелость и отвагу высшими боевыми солдатскими наградами – Георгиевскими крестами – были награждены 403 казака, в том числе 70 казаков 25-го полка. Мужество и героизм 23 донских казачьих офицеров были отмечены орденами Св. Равноапостольного князя Владимира, Св. Станислава и Св. Анны разных степеней. В начале 1906 года была учреждена особая медаль за участие в войне с Японией. Все казаки 4-й Донской казачьей льготной дивизии были награждены этой медалью II степени. Казаки вернулись из Маньчжурии в свои станицы весной 1905 года. Дивизия с честью выполнила свой долг. Донские казаки продемонстрировали боевые качества, стойкость, мужество, отвагу, героизм.

Жива и не померкнет память о казачьей доблести и славе сынов Тихого Дона.

PS. В моём роду защитников Отечества, первым, о ком я узнал, был Иван Егорович Костылев. Безмерно благодарен казакам Верхне-Кундрюченского юрта, увековечившим имена участников русско-японской войны 1904 -1905 годов и что среди этих имён есть его имя.

Защитником Отчизны в 1-й мировой войне 1914 -1918 годов был другой мой родной дед, Григорий Михайлович Конюхов. Пока ничего не знаю, в какой дивизии, полку, кем, где и как служил и воевал он. Но уверен, что он достойно выполнил свой солдатский долг. Защитником Советской Родины в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов был мой отец, Яков Григорьевич Конюхов. Выражаю благодарность Администрации Зерноградского района, увековечившим его имя на мраморной плите возле памятника воинам освободителям, где зажжен вечный огонь.

В. КОНЮХОВ, гв. полковник в отставке.

Хут. Революционный

На фото: 1. Памятник казакам, ушедшим на русско-японскую войну.

2.Костылёв Иван Егорович.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

245